Аккомпанемент. Что означает в записи аккордов цифра семь?

Реклама
Грандмастер

Инструмент есть, буквенные обозначения нот усвоены. Но аккомпанируют аккордами, и как это делать? Попросту говоря, нажать клавиши через одну. Нажмете три клавиши — будет трезвучие, четыре — септаккорд. Он чуть иначе звучит, насыщеннее. Это он, септаккорд, обозначается цифрой семь возле буквы.

Нажали три клавиши через одну, а аккорд какой-то неподходящий к интересующей мелодии. Снизу, то есть слева, тот звук, который записан буквой, он должен звучать правильно. Верхний и средний звуки надо чуть поискать, потому что они могут не соответствовать всего-то на полтона. А полтона — это расстояние между соседними клавишами. Белая и соседняя черная или белая и белая, между которыми нет черной, — это клавиши, совместное или последовательное звучание которых познакомит нас с полутоном.

Проще всего играть на белых клавишах. В этом случае грустные мелодии будут в ля-миноре, а бодрые — в до-мажоре. И основное трезвучие аккомпанемента, которым скорее всего закончится музыкальное произведение, будет строиться, соответственно, от ля или от до. Просто нажимаем три клавиши через одну: ля, до, ми и до, ми, соль. Звучит?

Реклама

Маленькая зарядка: назовите штук двадцать нот через одну вверх, потом штук двадцать вниз так же через одну. Можно смотреть на свои пальцы для подсчета количества нот или на клавиатуру для правильного их называния. Ля, до, ми, соль, си, ре и так далее. Потренируйтесь, чтобы называть бегло, с легкостью, это пригодится.

А теперь делаем так: от нижней ноты тонического трезвучия играем еще две через одну, от верхней ноты того же трезвучия играем две вверх через одну. Мы получаем трезвучия, построенные на нижней и верхней доминантах (слово «доминировать» помните?). Нижняя будет с приставкой суб-, и трезвучие называется субдоминантным. Верхнее трезвучие — доминантное.

Реклама

Итак, тоника, доминанта, субдоминанта и трезвучия тоническое, доминантное и субдоминантное. Обозначаются T, D, S. Прочитали? И забудьте на некоторое время. Это знание нужно будет для того, чтобы понять происходящее, но сначала — практика. От всех нот строим аккорды, в любом порядке. Три-четыре клавиши через одну. Играйте много раз, сто раз как минимум. Пальцы — в основном первый, третий и пятый. Играйте! Вы многое услышите сами, и потом объяснять не придется. Еще, еще играйте! До усталости.

А теперь — внимание! Трезвучия от до, фа и соль — мажорные, это те самые T, S, D, в мажоре. Трезвучия от ля, ре, ми — минорные, это T, S, D в миноре. Проверьте, так ли.

Убедились?

Реклама

Теперь к любой ноте вы можете подобрать грустный или веселый аккомпанемент, потому что любая нота входит в одно из этих трезвучий. Три для минора, три для мажора. Возьмем ноту си. В до-мажоре она попадает в доминантное трезвучие, она в нем посередине, им и будем аккомпанировать, встретив долгую си в мелодии. В ля-миноре эта же си оказывается тоже в доминантном трезвучии, теперь она верхняя. Сыграем не то трезвучие — мелодия изменит характер. Поэкспериментируете?

Если бы вы знали, до чего легко это показывать и перенимать! Словами объяснять и со слов учиться — стократ труднее. Но мы пробуем. Того, что уже сейчас натренировали, достаточно для простого аккомпанемента. Сыграйте что-то вроде этого: C-C-F-С-G7-G7-C-C. Напомню, что цифра семь — это когда берем четыре ноты через одну, в данном случае получится соль, си, ре, фа. Играете? Попробуйте с этими аккордами пропеть:

Реклама
«Спи моя радость, усни! В доме погасли огни, пчелки затихли в саду, рыбки умолкли в пруду».

У кого получается, задавайте вопросы и сообщайте, когда можно будет писать следующую статью об обращениях трезвучий, которые позволяют правильные аккорды плотнее укладывать. Если же не получается, возьмите урок, хотя бы один, у профессионального музыканта. Он в два счета объяснит то, что не удалось понять из статьи, сломав над ней голову. Это не потому, что статья бестолковая, а из-за насыщенности материала. Которая позволяет практически за одно занятие начать худо-бедно аккомпанировать, а беглость придет с практикой. По сто аккордов в день — и через неделю вы уже будете сопровождать аккомпанементом не самые мудреные мелодии. Дальше — больше. Лиха беда начало, а потом-то навык за навыком наберете необходимое мастерство, оно дальше само будет к вам клеиться.

Умения — как физические тела: чем больше, тем вернее притягивают новое. Сделаете в первый же день большую работу — потом за неделю наберете наблюдениями, слушанием и пробами не меньший опыт, чем за год ленивого пребывания в музыкальной школе. Не сделаете много сразу — ничто не притянется, и время будет как будто даром потраченное. Потому сразу, на волне новизны, прорвитесь как можно дальше!

Реклама