Раскрою вам маленький секрет, практически все современные общеобразовательные школы сейчас инновационные, то есть их учебные планы составляются с учетом различных инноваций. Инновация в строгом смысле слова — это новая техника, технология, являющиеся результатом достижений научно-технического прогресса. Таким образом, инновационные школы — это те, в которых обучают ваших драгоценных чад с учетом последних достижений не только в науке, но и в технике. Ну вот например, используют компьютер не только на уроках информатики, а еще на уроках русского языка при выполнение контрольного теста по орфографии с моментальной автоматической проверкой знаний. Кому же из нас не хочется, чтобы ребенок шел в ногу со временем?!
Но не только этим характеризуется инновационная школа. Чтобы подробнее все объяснить, сравним такую школу с традиционной.
По характеристике личности, которую стремится формировать педагог:
В традиционной школе учебный процесс направлен на усвоение определённых правил деятельности, в усвоении и повторении школьниками существующего социального опыта. В инновационной школе учителя стремятся развить у учащегося способности к творческим действиям в нестандартных ситуациях.
По характеристике дидактических целей:
В традиционной школе всегда делался акцент на воспроизведении готовых знаний, в инновационной же педагоги стремятся сформировать способности к дальнейшему самостоятельному приобретению знаний, формируют критичность мнения, независимость суждений.
По характеристике воспитательных целей:
В традиционной школе налицо приоритет воспитания, провозглашающий это самое воспитание как культивирование самостоятельности, сотрудничества только при необходимости, как воспитание в ребенке четкой нравственной и мировоззренческой позиции. В инновационной же школе учитель работает под девизом: «Обучая, я воспитываю; воспитывая, я обучаю!». Не разделяя эти два процесса, педагог воспитывает в ребенке стремление к реализации его индивидуальных возможностей.
По характеристике развивающих целей:
В традиционной школе развитие личных качеств провозглашается, но не является приоритетным, идет ориентация на среднего ученика. В школе инновационной
По характеру отношений между учителем и учеником:
В традиционной школе отношения типа субъект-объект, то есть учитель — это кто обучает, ученики — это те, кого обучают. В инновационной школе — субъект-субъект, то есть учитель и ученики являются равноправными участниками творческого процесса обучения.
В общем и в целом, и традиционная, и инновационная школа имеет свои плюсы и минусы. Но в нашем стремительно меняющемся мире главная задача школы, по мнению лучших педагогов России, — это научить ребенка учиться. Я с этим согласна. А вы?