Все обучение в начальной школе построено на игре. Играть любят даже взрослые, что уж про детей говорить. Дети в первом классе и дети в четвертом, конечно же, отличаются. Но они все любят играть. Многие могут возразить: мой ребенок делает то, что я ему скажу.
Но задумайтесь, а так ли вам хочется делать то, что вам «говорят», на работе, в семье, в окружении друзей? Всегда хочется ответить, что вы и сами знаете, что делать. Дети тоже имеют право решать, что им делать. Особенно когда они не спрашивают вас об этом. Но очень часто то, что хотят дети, и то, что действительно нужно, очень отличается. Поэтому вам нужно обставить все так, как будто это они придумали сами, или перевести все на игру.
Родители — авторитет для детей
Мы, взрослые, забываем, как сами были детьми, как нам хотелось играть с друзьями, а не сидеть и читать. Родители, конечно, могут, задействовав весь свой авторитет, заставить, но это принесет мало пользы. Скоро ваши дети повзрослеют, и ваш авторитет уже не поможет.
Смена авторитетов происходит постоянно. До семи лет мама непререкаемый авторитет. С первого по четвертый класс авторитет переходит к учителю. Далее к друзьям, потом к взрослым товарищам. Вот тут, возможно, авторитет снова вернется к вам, но только если ваш повзрослевший ребенок вам доверяет. Хотите вы или нет. Только прошу не путать авторитет истинный и страх в любом его проявлении.
Итак, в начальной школе авторитет переходит к учителю. Что же тогда делать родителям? Все просто! Становитесь своему ребенку другом! Почему другом, а не учителем? Да потому, что учитель у него уже есть, и он его учит, а не играет с ним. (Хотя в начальных классах учителя с детьми часто именно играют.) Вы должны с ним играть. Да, современные родители очень заняты, чтобы играть. Так и детки уже подросли, чтобы играть, как раньше. Понаблюдайте, во что играют младшие школьники. Вы увидите — они копируют взрослую жизнь. Поэтому и вы играйте с ними «по-взрослому».
Возможно, вам придется начать вести себя иначе, чем раньше, но поверьте, оно того стоит. Тут вариантов масса. Все зависит от вас и вашей семьи. Если есть другие дети или бабушки, дедушки, то иногда их тоже полезно включать в процесс.
Несколько примеров
Ситуация первая. Вы пришли с работы, а вам еще ужин готовить. Заранее попросите своего ребенка сделать импровизированный телевизор или радиостудию, но зачем — ему не говорите. Далее объявите, что сегодня он ведущий программы «В гостях у сказки» (если читать надо сказку) или «В гостях у …» (имя того писателя, которого они сейчас проходят). Можно представить, что вашего ребенка пригласили на радио, почитать аудиосказки. Проходить это может и на кухне, телевизор на кухне смотрят многие.
Ситуация вторая. Вы пришли с работы. Очень устали. Попросите вашего ребенка почитать вам что-нибудь от усталости (конечно, это домашняя работа). Вы садитесь в кресло, а может, ложитесь на диван, закрываете глаза и ваш ребенок, как доктор, читает вам «волшебное произведение». После прочтения случается чудо: вы «выздоравливаете».
Ситуация третья. Вечер. Уже поздно, но почитать нужно. Скажите ребенку, что вы ему в детстве читали на ночь, теперь его очередь почитать вам. Можно почитать младшим детям, если они есть, даже если они еще грудные. Можно притвориться, что вы уснули.
Ситуация четвертая. Ваш ребенок играет в школу. Урок чтения. «Ученики» сидят, слушают, потом ребенок кого-то просит пересказать и пересказывает с «учеником» в руках.
Для детей постарше
Для детей постарше достаточно того, что вы их просите почитать вам на кухне, потому что вы устали и хотите просто послушать неспешное чтение. Искренность в просьбе всегда найдет отклик у ваших детей. Будьте действительно заинтересованы в том, что предлагаете своим детям. Неискренность они очень чувствуют. Даже если вы устали и после его чтения уснули, будет куда лучше, чем кричать: «Отойди, не видишь, мама после работы устала!» Если вы целый день дома, то оставьте все дела, сядьте рядом и станьте заинтересованным слушателем.
Любите своих детей! Не переносите свою усталость на них. Удачи вам в этом нелегком занятии — быть родителем.