Примером неразумного подхода к обучению могут служить так называемые ботаники. Да, это те самые существа, которые все время сидят, как сфинксы, на первых рядах лекционной аудитории. Они всегда вселяли в меня уверенность в стабильности мироздания, потому что я видела их всегда, когда приходила на лекции (даже если приходила просто, чтобы отпроситься с пары). Их способ учебы для многих непостижим: они каждый день «делают уроки», самостоятельно выполняют все задания в тот же день, когда их задают, все вовремя сдают и заучивают конспекты наизусть.
Чтобы оградить себя от нервных срывов и депрессий, нужно подойти к учебе более практично и немного проще. Предметы, к которым у тебя наиболее лежит душа (если таковых нет, значит, ты ошибся в выборе специальности) и которые тебе легко даются, могут здорово выручать. Умение решать замысловатые задачки или навскидку разгадывать логические уравнения можно поставить на коммерческую основу. Например, заключить ряд бартерных сделок с товарищами, хорошо владеющими всякими менее любимыми тобою науками.
Неоценимую помощь в общении с преподавателями могут оказать старшекурсники, а также институтские легенды и байки, которые ходят о тех или иных преподах. Нужно постараться сразу узнать, кто из них «в общем-то, неплохой мужик», а с кем лучше не связываться. Некоторые, например, терпеть не могут шпаргалок и списывания, кто-то с упорством маньяка требует обязательного посещения своих лекций, а кто-то (вот изверг!) не приемлет скачанной с Интернета информации.
Короче говоря, у каждого из преподавателей есть какой-нибудь пунктик, знание которого позволит студенту применять разнообразные подходы. Если от вас, например, действительно под страхом смерти (читай — исключения из вуза) требуют присутствия на всех лекциях, никто не мешает вам заниматься там своими делами: спать, читать, готовиться к следующему занятию). Кстати, почти все преподы говорят о своих требованиях и «пунктиках» на первом занятии, так что именно первую, ознакомительную лекцию по каждому предмету лучше посетить.
Что касается шпаргалок, то можно сказать одно: они были, есть и будут. Среди преподавателей есть уникумы, которые верят в возможность полного искоренения этой «заразы». Найдя шпаргалку, они впадают в истерику и жалеют, что живут не в век инквизиций, чтобы сжечь ее на костре вместе с тобой лично.
Есть такой анекдот-притча о том, как сдают экзамен на каждом курсе. На первом: все пишут, профессор читает газету; газета опускается, шпоры прячутся. Второй курс: газета опускается, профессор покашливает, шпоры прячутся. Третий курс: газета опускается, профессор покашливает, шпоры остаются на партах. Четвертый курс: газета опускается, студенты покашливают, газета снова поднимается.
А вот один мой препод по истории считал, что шпоры приносят несомненную пользу. Во-первых, в процессе ее написания знания хотя бы частично переходят в твою голову; а во-вторых, несколько десятков учебников в голове все равно не удержишь, а тезисы по основному содержанию вопроса помогут тебе вспомнить подробности. И даже разрешал приносить шпаргалки на экзамен.
Иногда помимо обычных шпор, написанных мелким почерком на маленьком листике (или какие там еще применяются технологии), бывают эффективными т.н. «бомбы». Это большая шпаргалка, написанная на обычном листе, которая при удачном стечении обстоятельств (у меня несколько раз срабатывало) может быть использована как ответ на вопрос, якобы только что тобою написанный. Плюс — не нужно подглядывать каждую минуту в непонятные места, чтобы списать очередное предложение. Минус — удобный случай может и не наступить. Тем более что преподы так и норовят выдать свой собственный листик или поставить на твоем свою роспись или другую закорючку в виде метки.
Но, несмотря на все подводные камни и некоторую сложность студенческой жизни, она полна неповторимых моментов. Совместные походы в близлежащие кафешки и вылазки на природу, бодрящая атмосфера сессии (та самая, которая «два раза в год») и гордость за свои успехи, опьяняющая самостоятельность и радость стипендии, вузовские конкурсы, КВН и праздники и куча веселых историй… О, я хочу еще раз поучиться 5 лет в вузе! Не ради диплома, а ради этой необъяснимой атмосферы, по которой я скучаю до сих пор, через 4 года после выпуска…