Какие проблемы возникают у одаренных детей?

Реклама

Для одаренных детей характерны преувеличенные страхи, поскольку они способны вообразить множество опасных последствий. Они также чрезвычайно восприимчивы, эмоционально зависимы, несбалансированны, нетерпеливы. Выделяют следующие проблемы таких детей…

Неприязнь к школе. Такое отношение часто появляется оттого, что учебная программа скучна и неинтересна для одаренных детей. Нарушения в поведении могут появляться потому, что учебный план не соответствует их способностям.

Игровые интересы. Одаренным детям нравятся сложные игры и неинтересны те, которыми увлекаются их сверстники. Вследствие этого одаренный ребенок оказывается в изоляции, уходит в себя.

Нонконформизм. Одаренные дети, отвергая стандартные требования, не склонны к конформизму, особенно если эти стандарты идут вразрез с их интересами.

Погружение в философские проблемы. Для одаренных детей характерно задумываться над такими явлениями, как смерть, загробная жизнь, религиозные верования и философские проблемы.

Реклама

Несоответствие между физическим, интеллектуальным и социальным развитием. Одаренные дети часто предпочитают общаться с детьми старшего возраста. Из-за этого им порой трудно становиться лидерами.

Стремление к совершенству. Для одаренных детей характерна внутренняя потребность совершенства. Отсюда ощущение неудовлетворенности, собственной неадекватности и низкая самооценка.

Потребность во внимании взрослых. В силу стремления к познанию одаренные дети нередко монополизируют внимание учителей, родителей и других взрослых. Это вызывает трения в отношениях с другими детьми. Нередко одаренные дети нетерпимо относятся к детям, стоящим ниже их в интеллектуальном развитии. Они могут отталкивать окружающих замечаниями, выражающими презрение или нетерпение.

Реклама

Таким образом, сохранение и развитие одаренности — это проблема прогресса общества, реализации его творческого потенциала и индивидуальных судеб.

Одарённые дети отличаются от остальных детей своим особым восприятием окружающей действительности, скоростью своих мыслительных операций, своей «яркостью», своим нестандартным мышлением, неспособностью чётко развести реальность и фантазию, преувеличенными страхами и другим.

Педагогу важно учитывать некоторые особенности в работе с одаренными детьми:

— создание оптимальных условий для развития одаренных детей;

— разнообразные формы работы с одарёнными детьми;

— сотрудничество в учебной деятельности;

— самостоятельная деятельность учащихся.

Реклама

Одна из важнейших особенностей при работе с одаренными детьми — создание условий, стимулирующих развитие творческого мышления.

Для этого необходимо планировать работу по следующим направлениям.

1. Создание системы выявления одаренных детей:

— психолого-педагогическое исследование первоклассников;

— системное наблюдение за детьми из класса в класс;

— выявление детей для более углубленных индивидуальных исследований;

— системное диагностирование психологом.

2. Организация учебного процесса:

— нестандартные уроки;

— включение детей в исследовательскую деятельность, самостоятельный поиск истины;

— работа с дополнительной литературой;

— обдумывание и размышление, высказывание своего мнения, нестандартные задания;

Реклама

— предпрофильное и профильное обучение;

— выставка творческих работ.

3. Развитие творческих способностей учащихся посредством взаимосвязи уроков с внеклассной работой по предмету:

— организация исследовательской работы учащихся;

— опережающие задания творческого плана;

— участие детей в олимпиадах, конференциях, конкурсах;

— обеспечение базового дополнительного образования (организация факультативов, элективных курсов, работа предметных кружков);

— проведение научно-практических конференций в младших, средних и старших классах.

4. Общеразвивающие мероприятия:

— традиционные мероприятия в школе;

— предметные декады.

Помимо всего этого можно выделить основные формы работы с одарёнными детьми:

Реклама

1. Творческие мастерские.

2. Групповые занятия по параллелям классов с сильными учащимися.

3. Факультативы.

4. Кружки по интересам.

5. Занятия исследовательской деятельностью.

6. Конкурсы.

7. Интеллектуальный марафон.

8. Научно-практические конференции.

9. Участие в олимпиадах.

10. Работа по индивидуальным планам.

Сотрудничество в учебной деятельности — разносторонняя проблема для педагогов, работающих с одаренными школьниками. Такое сотрудничество должно характеризоваться: созданием на уроке доверительных межличностных отношений, взаимной личной информированностью, признанием права учащегося на ошибку, обсуждением с учащимися целей и задач совместной деятельности, использованием на уроке взаимного контроля учащихся и применением отметок в качестве побудительного стимула к учению.

Реклама

Реализация самостоятельной деятельности учащихся возможна при использовании современных технологий группового обучения, метода проектов, позволяющих индивидуализировать учебный процесс, а учащимся — проявить самостоятельность в планировании, организации и контроле своей деятельности.

Сегодня создаются специальные программы для работы с одаренными детьми, школы во многих странах перестраиваются в сторону дифференцированного обучения. Разрабатываются специальные комплексно-учебные программы, в рамках которых ученик может передвигаться более свободно, чем по обычной программе.

В США создаются курсы по обучению лидерству одаренных подростков, популярны индивидуализированные способы работы по «учебным договорам», которые заключаются между учащимися и учителями; они позволяют учителю экономить время, а учащимся — работать в индивидуальном темпе.

Реклама