Неприязнь к школе. Такое отношение часто появляется оттого, что учебная программа скучна и неинтересна для одаренных детей. Нарушения в поведении могут появляться потому, что учебный план не соответствует их способностям.
Игровые интересы. Одаренным детям нравятся сложные игры и неинтересны те, которыми увлекаются их сверстники. Вследствие этого одаренный ребенок оказывается в изоляции, уходит в себя.
Нонконформизм. Одаренные дети, отвергая стандартные требования, не склонны к конформизму, особенно если эти стандарты идут вразрез с их интересами.
Погружение в философские проблемы. Для одаренных детей характерно задумываться над такими явлениями, как смерть, загробная жизнь, религиозные верования и философские проблемы.
Несоответствие между физическим, интеллектуальным и социальным развитием. Одаренные дети часто предпочитают общаться с детьми старшего возраста. Из-за этого им порой трудно становиться лидерами.
Стремление к совершенству. Для одаренных детей характерна внутренняя потребность совершенства. Отсюда ощущение неудовлетворенности, собственной неадекватности и низкая самооценка.
Потребность во внимании взрослых. В силу стремления к познанию одаренные дети нередко монополизируют внимание учителей, родителей и других взрослых. Это вызывает трения в отношениях с другими детьми. Нередко одаренные дети нетерпимо относятся к детям, стоящим ниже их в интеллектуальном развитии. Они могут отталкивать окружающих замечаниями, выражающими презрение или нетерпение.
Таким образом, сохранение и развитие одаренности — это проблема прогресса общества, реализации его творческого потенциала и индивидуальных судеб.
Одарённые дети отличаются от остальных детей своим особым восприятием окружающей действительности, скоростью своих мыслительных операций, своей «яркостью», своим нестандартным мышлением, неспособностью чётко развести реальность и фантазию, преувеличенными страхами и другим.
Педагогу важно учитывать некоторые особенности в работе с одаренными детьми:
— создание оптимальных условий для развития одаренных детей;
— разнообразные формы работы с одарёнными детьми;
— сотрудничество в учебной деятельности;
— самостоятельная деятельность учащихся.
Одна из важнейших особенностей при работе с одаренными детьми — создание условий, стимулирующих развитие творческого мышления.
Для этого необходимо планировать работу по следующим направлениям.
1. Создание системы выявления одаренных детей:
— психолого-педагогическое исследование первоклассников;
— системное наблюдение за детьми из класса в класс;
— выявление детей для более углубленных индивидуальных исследований;
— системное диагностирование психологом.
2. Организация учебного процесса:
— нестандартные уроки;
— включение детей в исследовательскую деятельность, самостоятельный поиск истины;
— работа с дополнительной литературой;
— обдумывание и размышление, высказывание своего мнения, нестандартные задания;
— предпрофильное и профильное обучение;
— выставка творческих работ.
3. Развитие творческих способностей учащихся посредством взаимосвязи уроков с внеклассной работой по предмету:
— организация исследовательской работы учащихся;
— опережающие задания творческого плана;
— участие детей в олимпиадах, конференциях, конкурсах;
— обеспечение базового дополнительного образования (организация факультативов, элективных курсов, работа предметных кружков);
— проведение научно-практических конференций в младших, средних и старших классах.
4. Общеразвивающие мероприятия:
— традиционные мероприятия в школе;
— предметные декады.
Помимо всего этого можно выделить основные формы работы с одарёнными детьми:
1. Творческие мастерские.
2. Групповые занятия по параллелям классов с сильными учащимися.
3. Факультативы.
4. Кружки по интересам.
5. Занятия исследовательской деятельностью.
6. Конкурсы.
7. Интеллектуальный марафон.
8. Научно-практические конференции.
9. Участие в олимпиадах.
10. Работа по индивидуальным планам.
Сотрудничество в учебной деятельности — разносторонняя проблема для педагогов, работающих с одаренными школьниками. Такое сотрудничество должно характеризоваться: созданием на уроке доверительных межличностных отношений, взаимной личной информированностью, признанием права учащегося на ошибку, обсуждением с учащимися целей и задач совместной деятельности, использованием на уроке взаимного контроля учащихся и применением отметок в качестве побудительного стимула к учению.
Реализация самостоятельной деятельности учащихся возможна при использовании современных технологий группового обучения, метода проектов, позволяющих индивидуализировать учебный процесс, а учащимся — проявить самостоятельность в планировании, организации и контроле своей деятельности.
Сегодня создаются специальные программы для работы с одаренными детьми, школы во многих странах перестраиваются в сторону дифференцированного обучения. Разрабатываются специальные комплексно-учебные программы, в рамках которых ученик может передвигаться более свободно, чем по обычной программе.
В США создаются курсы по обучению лидерству одаренных подростков, популярны индивидуализированные способы работы по «учебным договорам», которые заключаются между учащимися и учителями; они позволяют учителю экономить время, а учащимся — работать в индивидуальном темпе.