После сдачи экзамена всем участникам выдаются свидетельства о результатах ЕГЭ, которые служат одновременно вступительным экзаменом в вузы и ссузы."
Первый аналог ЕГЭ был введен во Франции в 60-х годах. А первые прообразы единого государственного экзамена начали появляться в России в 1997 году, автором этих разработок стал Владимир Филиппов, возглавлявший Министерство образования с 1998 по 2004 год. Именно он начал масштабную реформу отечественного образования. В отдельных школах решили проводить эксперименты по добровольному тестированию выпускников.
Для чего же был принят закон о введении единого государственного экзамена? Может, он должен был уничтожить коррупцию в школах и вузах, обеспечить эффективную проверку знаний выпускников? А может, наоборот — послужил очередным средством выкачивания денег?
Так чем же был плох обычный экзамен? В 11 классе — сочинение по литературе и контрольная работа по математике, плюс три экзамена устных в виде вытягивания билета и ответов на вопросы.
Если раньше приходилось непременно «зубрить» билеты, чтобы получить хорошую оценку, то сейчас, если считаешь себя везунчиком, получается, можно и вовсе не учиться. Вдруг тебе повезет на ЕГЭ? На многие вопросы — четыре варианта ответов. Угадал — тебе пять. Нередко происходит так, что «троечник» набирает баллов больше, чем «отличник». Раньше бы такой номер не прошел, учителя объективно оценивали знания выпускника и знали, кто на что способен.
В структуре и правилах единого государственного экзамена постоянно происходят изменения. В 2002 году эксперимент по введению ЕГЭ прошел в 16 регионах страны, в 2003 году — уже в 47 регионах. Важным усовершенствованием стала возможность заочного поступления выпускников одновременно в несколько вузов. Реализована возможность отправлять документы в неограниченное число учебных заведений. Возросло финансирование проекта. Значительно усовершенствована процедура проведения ЕГЭ.
В 2004 году была поставлена задача уменьшения нагрузки на выпускников за счет полного совмещения выпускных и вступительных экзаменов. Для этого было значительно увеличено количество вузов, принимавших абитуриентов по результатам ЕГЭ. В 2006 году единый экзамен сдавали уже 79 регионов России, число вузов и ссузов увеличилось до 946 и 1530, соответственно.
С введением ЕГЭ не повезло «отличникам», так как школьные медали и дипломы СПО с отличием потеряли свою силу, а их обладатели лишились льгот: теперь все должны сдавать ЕГЭ на общих условиях. Кстати, получить допуск к ЕГЭ стало сложнее: теперь недостаточно просто закончить 11 класс — необходимо написать на положительную оценку итоговую контрольную по математике и сочинение по русскому языку.
Каждый год вводятся поправки по результатам ЕГЭ. И это будет продолжаться до тех пор, пока процедура не устроит всех участников учебного процесса.