Не так давно одна моя знакомая обмолвилась, что у нее все снимки всегда получаются отлично. Хотелось откровенно позавидовать. Имея почти тридцатилетний опыт фотографирования, не считая, тем не менее, себя профессиональным фотографом, должен сознаться, что от силы процентов 50−60 снимков представляют реальный интерес. А тут все сто! Уникально! Порасспросив знакомых, теперь уже профессионалов, убедился, что и у них те же 50−60, а иной раз и хуже бывает! В чем же дело? А дело в том, что все по-разному оценивают свои творения.
Частенько за шедевры выдаются кадры типа «это я в Чехии» (подставьте любую страну). В действительности снимок можно было смело назвать «а это Я». И все. Действительно, кроме автора на снимке зачастую ничего не просматривается. Да и сам автор чаще всего угадывается по знакомому платьицу или рубашечке.
Часто бывает эффект обратный. Видно строение, а где-то внизу некий муравей! Слабо угадываемый.
Еще один «излюбленный» прием домашних гениев — сильно затененное лицо, когда, собственно, лица-то и не видно! Этакая серо-черная маска. «Зато от солнца не щурились»!
Всего этого можно было бы избежать, если, конечно, хоть чуть-чуть почитать о композиции, перспективе, игре света и тени и прочей, как некоторые считают, лабуде. Но в наш скоростной век чуть ли не дурным тоном стало читать вообще, а уж инструкции и руководства — тем более.
Итак, что же делать в этих и других сходных случаях? Как добиться хорошего результата? Для этого всего-навсего нужно придерживаться некоторых правил.
Похвальные желания запечатлеть на фото какой-либо сюжет приходит практически всем. Большая часть их пропадает из-за банального отсутствия аппарата. Но даже когда фотоаппарат есть в руках, шедевров, зачастую, не получается.
Самое распространенное заблуждение: фотографирующий не отдает себе отчета в том, что фотоаппарат — не человек. Он фиксирует изображение не так, как глаз. Если мы чего-то недосмотрели, то мозг дорисует недостающее. Снимок же, напротив, правдив до безобразия. Именно поэтому на фотографиях так явно видны нежелательные пятна (не дай бог, на лице!) или не к месту стоящие столбы, деревья и висящие провода. И если с последними почти ничего нельзя поделать, то с первыми очень даже можно. Причем, не прибегая к «фотошопу».
Свет на объекты может падать под разными углами. Надо найти такой ракурс, такое положение, при котором и лицо выглядит прилично и, извините, прыщи не видны. Поворачивайте свою модель, чтобы свет падал по-разному. Найдите оптимальную точку съемки. В конце концов, поверните ее слегка боком (в три четверти) или вообще в профиль. Иногда этим можно достигнуть интересного художественного эффекта.
Если есть принудительная подсветка (иногда просто лампа с отражателем), хорошо бы осветить «натуру» с нескольких точек. Это нужно для того, чтобы и теней не было, и лицо плоским не выглядело.
Но это обычно делается в помещении. На улице же придется обойтись естественными светильниками. А означает это только одно — человека лучше всего поворачивать лицом к солнцу.
Возражения типа «в лицо светит и я щурюсь» не принимаются. Пару секунд можно и потерпеть. Но если уж объекту совсем невмоготу, то вам придется искать такой ракурс, чтобы и освещено было достаточно, и глаза не слепило. Как ни странно, но в яркий солнечный день лучше всего сниматься в тени (от дома, например).
Ни в коем случае не выбирайте тень от дерева. Особенно, если у него не очень густая крона. Тень от него неравномерная и на лицах будет богатое разнообразие светлых и темных пятен. Это тот самый случай, когда глаз может и не заметить, но фотоаппарат схватит обязательно!
На границе света и тени тоже не советую. На пленочных камерах номер еще пройдет, а вот цифровик сойдет с ума от такого разнообразия! Он обязательно выдаст затемненной именно ту часть снимка, из-за которой и затевалось это «действо». Цифровик очень не любит, да и не «понимает» резких контрастов, и если у вас камера не профессиональная, а обычная любительская «мыльница» (это что-то в пределах 7−14 тыс. руб.), то не пытайтесь — снимок будет не исправить.
В яркий солнечный день иногда полезно использовать режим, который есть почти на всех цифровиках — «контровый свет». Имеется в виду ситуация, когда источник света находится «за спиной» объекта. В этом случае срабатывает вспышка, которая дополнительно подсвечивает «лицо». И пусть ухмыляются непосвященные — вспышка днем! Это действительно спасает положение.
Есть, правда, пара случаев, когда это не помогает. Первый — когда за спиной находится само солнце. Его никакая вспышка не перебьет, особенно встроенная. И второй — когда снимают с расстояния более 2−3 метров. Здесь вспышка просто бессильна! Слишком далеко и свет рассеивается.
Это, пожалуй, можно просто запомнить. Для всего, о чем будет рассказано в следующей статье, понадобятся некоторые навыки. По крайней мере, потренироваться придется.