«Предназначение ребёнка — прожить свою собственную жизнь. Не ту, о которой мечтают его беспокойные родители, и не ту, которую предлагает учитель, думающий, что знает лучше». Это слова Александра Сазерленда Нилла, основателя школы «Саммерхилл», школы, основанной на демократии и свободе.
Демократия здесь означает именно то, что должна — «власть народа». Все решения принимаются на общем еженедельном собрании голосованием. Так принимаются правила, так осуждают нарушителей, так решается всё. В голосовании принимают участие дети, учителя, директор, и их голоса равны.
Здесь дети сами выбирают, что они будут учить и будут учить ли вообще. Ходить на занятия или нет — выбор самого ребенка. Если он решил играть — это его право. Игра очень важна, это признаётся всеми. Стоит ли говорить, что в «Саммерхилл» отсутствует система оценок?
Конечно, на первый взгляд, всё это кажется невероятным. Разве дети будут так учиться? Да там наверняка пустуют классы. Получат ли они знания? Разве дети знают, что учить? Как они могут принимать важные решения? И, в конечном счете, разве они знают, что для них лучше?
В «Саммерхилл» считают, что да, знают.
Дети любопытны. И любознательны. В «Саммерхилл» они ходят на уроки и, вдобавок, достигают очень высоких результатов. Как раз оттого, что учат интересующие их предметы. Вспомните: все мы гораздо лучше, легче и веселее делаем что-то, что нам нравится.
Существует разница между теми, кто учился там с самого начала и кто перешёл потом. Если первые сразу учатся с удовольствием, то вторым требуется на это время. В старой школе их заставляли ходить на уроки и учёба вызывала отвращение. Но со временем это проходит, и они тоже выбирают предметы и с интересом посещают их.
Перейдём к отсутствию оценок. Подумайте, как много сейчас основано на неуверенности человека в себе, на его комплексах. Многие предпочитают даже не начинать что-то делать, боясь неминуемой, по их мнению, критики. Всё идет из детства. И этого можно избежать, не критикуя и не сравнивая детей. Система оценок считается адекватной, но может ли такая существовать? Ведь каждый ребенок уникален. От оценок есть польза, они показывают уровень знаний. Но разве это нужно детям? На мой взгляд, от оценок больше вреда, чем пользы. И в «Саммерхилл» их нет.
Но как же собрания? Доверить всё детям… Опыт показывает, что голосование не приводит к катастрофам. Очень редко бывает, что отменяются какие-либо важные правила, но и в таких случаях дети потом сами всё осознают и исправляют. Важно, что там их голос слышен. Там их голос важен. И это делает детей ответственными естественным образом.
Александр Нилл считал, что все дети добры и справедливы, что это врожденные качества любого ребёнка. И никто лучше них не сможет ничего решить. Если где-то дети лишились этих качеств, то при взаимном уважении и свободе, царящих в «Саммерхилл», они вернутся.
Дети могут делать, что посчитают нужным, но здесь соблюдается золотое правило —
Свобода — это главное. Это то, что ценится и защищается здесь. На детей не оказывается никакого давления, и они вырастают теми, кем должны. Из стен этой школы выходят люди, знающие чего хотят, знающие себя. Люди, способные делать то, что они любят, что важно и полезно для них и для других. Люди, уверенные в себе и своих силах. Свободные люди. Счастливые люди.
Сложно поверить во всё это и попытаться применить на практике. Это вопрос веры. И не в идеи Нилла, а в детей. В то, что каждый и всегда, в любом возрасте знает, что ему нужно. Но если заглушать этот голос, слышать его будет все сложнее и сложнее. И человек будет несчастлив.
Не призывая менять систему образования, предложу только дать детям чуть больше свободы. Свободы быть самими собой. Просто допустить, что они знают, что делают. Вспомните, ведь все были детьми…