В чем проблемы музыкальной школы?

Реклама

Почему в некоторых школах падает набор? Почему многие дети бросают музыкальную школу на полпути? Почему у них в душе остается обида на музыкальную школу, а часто и неприятие «серьезной» музыки?

И, тем не менее, многие еще хотят, чтобы их дети учились музыке. Может быть, они найдут ответы на свои вопросы в этой статье.

Факторов, влияющих на указанные проблемы, несколько. Во-первых, это внешние факторы. Такие как популяризация потребительского отношения к музыке, падение в обществе интереса к «серьезной» музыке вообще. В этой области каждый из нас мало что может сделать. Поэтому более внимательно рассмотрим другие факторы, внутренние. Для этого посмотрим, что же преподается в музыкальных школах, и как это делается.

Реклама

Музыкальная школа

К основным предметам, преподаваемым в музыкальной школе, относятся: специальность (игра на одном из музыкальных инструментов), сольфеджио (основы музыкальной теории), музыкальная литература (изучение как жизнеописания, так и творчества композиторов в основном классического периода, а также основы анализа музыкальных произведений), фортепиано (для тех, у кого специальностью не является фортепиано), хор, ансамбль.

Кроме основных предметов, в зависимости от уровня школы, могут преподаваться и дополнительные (факультативные), чаще творческого направления, например, композиция, аранжировка и др.

Основным результатом учебы в музыкальной школе является, во-первых, грамотное исполнение музыки (специальность) и, во-вторых, грамотное восприятие музыки (музыкальная литература). Также могут быть и творческие проявления.

Реклама

Исполнение и связанные с ним трудности

Основной задачей ученика как исполнителя является, во-первых, полное понимание замысла композитора и, во-вторых, техничное донесение этого замысла на эмоциональном уровне до слушателя. Понятно, что как первое, так и второе не может быть выполнено учеником самостоятельно не только в шесть-семь лет, но и в 13−14.

С точки зрения исполнения музыки одной из основных трудностей является разобщенность всех предметов. Только на преподавателя специальности ложится ответственность по интеграции всех теоретических знаний ученика при подготовке к исполнению. Часто преподаватели либо не хотят тратить на это время, либо сами плохо понимают необходимость применения теории при подготовке к исполнению. А непонимание учеником того, что он делает, приводит к потере мотивации к занятиям.

Реклама

При первоначальной подготовке к исполнению преподаватель должен с учеником проводить детальный анализ исполняемого произведения. Во-первых, с точки зрения сольфеджио (в плане определения используемых тональностей, построения мелодии). Во-вторых, с точки зрения музыкальной литературы (определение замысла композитора, проведение анализа формы произведения, определение фактуры, выявление отдельных тем и их развития, возможных повторений и др.).

Особняком стоит анализ технических аспектов произведения. Сюда входят все технические приемы, применяемые для передачи определенных настроений, динамика произведения, его темп и размер.

Все перечисленные выше элементы анализа необходимы для полного понимания замысла композитора. И без их детального разбора практически невозможно грамотное исполнение, в том числе и технически.

Реклама

После анализа должны выполняться подготовительные упражнения. К ним относится проигрывание гамм и арпеджио по всем выявленным тональностям. Это нужно для привыкания пальцев к определенному положению, так как в разных тональностях положение различается. Исполнение специальных этюдов и упражнений на выявленные технические приемы (трудности). При этом перед каждым упражнением преподаватель должен убеждаться в понимании учеником того, что он делает.

Все вышеперечисленное ученик должен уметь в доступной форме и сам объяснить родителям. Если он этого не может, то явно видна недоработка учителя. После (а лучше до) можно побеседовать с преподавателем специальности на указанные выше темы. При этом совершенно необязательно детальное понимание родителями указанного материала. Важно, чтобы учитель на просьбу изложить кратко методику подготовки к исполнению обрисовал примерно все вышесказанное. Если он этого не делает, значит либо не хочет, либо не может. Вывод — надо искать другого преподавателя.

Реклама

Проблема может быть еще проще. Учитель не нашел контакта с ребенком. Значит, тоже надо искать другого. Или просто бросать школу, так как уже может быть заложено отрицательное отношение к музыке вообще. Зачем мучить себя и ребенка?

Есть и другая сторона этой проблемы. Хороший преподаватель набирает талантливых учеников. Поэтому надо определять качество педагога по специальности как можно раньше (лучше до поступления, например, посетив отчетный концерт (ы) школы). Иначе никто не захочет возиться с отстающим.

Восприятие музыки

Грамотное восприятие музыки формируется в основном на уроках музыкальной литературы. Это обычно групповые занятия. Отсюда следствие: нехватка времени на индивидуальное общение и понимание возможностей каждого ученика.

Реклама

Обычно на уроках для иллюстрации проигрываются небольшие фрагменты пару-тройку раз. А это явно недостаточно для нормального запоминания и последующей идентификации, не все же гении. Поэтому необходимо ребенка обеспечивать всеми записями изучаемых произведений, чтобы он мог самостоятельно их прослушивать необходимое количество раз. При необходимости просить преподавателя о дополнительных индивидуальных занятиях с целью проверки знаний ученика.

Результатом занятий должно быть уверенное знание исторического контекста изучаемых произведений (без него невозможно полное понимание) и уверенное понимание, к какой части формы относится каждый прослушиваемый элемент произведения, и где происходит смена ладо-тональности. Необходимо также добиваться понимания замысла композитора. Если у ребенка не отличные оценки, и он неуверенно говорит обо всем перечисленном, то это повод пообщаться с преподавателем и провести дополнительное занятие.

Реклама

Вывод

Не все так плохо, как может показаться. Главное — вовремя определять возникающие трудности (желательно заранее). Чаще общаться с преподавателями, выявляя их возможности. Не поддаваться на заявления преподавателя, что вы не профессионал и не понимаете. Музыка не химическая физика, музыка существует для нормальных людей, а не узких профессионалов. При необходимости не бояться менять преподавателей. А при невозможности решения проблем вообще — бросать занятия. Последнее может спасти от обиды на музыку вообще.

Удачи Вам в изучении музыки.

Реклама