Первое — прекращайте зубрить. Это самый худший из способов заучивания. По сути зубрежка — это многократное повторение вслух информации, которую надо воспроизвести в дальнейшем. Во время зубрежки даже и речи не идет о подключении воображения, зрительной памяти, логического мышления и других мощнейших механизмов нашей памяти. Зубрежкой мы вгоняем как можно глубже нужную нам информацию в память кратковременную, и временами нам от этого мучительно больно…
К сожалению, мы все зубрили в школе стихи, правила, новые слова и отрывки из произведений великих авторов. Единственный плюс, который можно увидеть в зубрежке, — это забывание. Если хотите забыть начисто то, что учили несколько дней назад, то зубрите, потому что в ином случае забывание не гарантируется.
Способов эффективного запоминания масса. Это не секретные способы, и о них не ходят легенды, но они в силах улучшить успеваемость ученика в школе, в вузе и сделать процесс обучения эффективным, быстрым и увлекательным. Я выделяю 4 главных подходa:
Подключение воображения, или правого полушария. Для лучшего запоминания создайте у себя в голове историю или яркую картинку. Если вам надо купить в магазине яйца, сыр и хлеб, то представьте себе картину, как вы кушаете яичницу и бутерброд с сыром, как она вкусно выглядит и манит вас своим запахом. Отмечу, что иногда лучше запоминается нечто абсурдное.
Ассоциации. Запоминание можно улучшить благодаря ассоциативным связям. Запоминая что-то новое, старайтесь найти или создать крепкую ассоциацию с вещами, которые вы хорошо знаете. Это упражнение сильно улучшит вашу память. Оно работает, как снежный ком — новые ассоциации наслаиваются на старые и усиливают их. Хорошие ассоциативные связи пойдут на пользу не только вашей памяти, но также и интеллекту, мышлению и воображению.
Запоминание под музыку. Запоминать новое лучше под классическую музыку.
Повторения. Для сведения забывания к минимуму необходимы повторения. Особо важно первое повторение перед сном. Далее надо повторять информацию с увеличивающимся интервалом. К примеру: второе повторение через день, следующее через три дня, четвертое через неделю и последнее через месяц.
Рассмотрим запоминание на примере техники
— представить себе перевод слова;
— придумать созвучное слово и представить его;
— соединить два образа в картинку или историю и создать ключ-фразу для запоминания (ключ-фраза должна содержать в себе перевод слова и созвучное иностранному русское слово);
— сфотографировать написанное вами слово глазами;
— записать это слово несколько раз и проверить себя;
— записать слово на карточку для дальнейшего повторения.
Я вам советую вместо карточек использовать сайт memrise.com. На сайте можно создавать свои собственные словари изучаемых слов или пользоваться уже готовыми. Там встроена система повторения.
В заключение скажу следующее. Доказано, что память взрослого человека способна запоминать в 5 раз больше, чем память детей благодаря накопленному багажу ассоциативных связей. Если вы считаете, что с возрастом память становится хуже, то вы ошибаетесь. Секрет всего лишь в том, что мотивации как не было, так и нет, а работать из-под палки уже не хочется.
Беритесь за дело. Не зубрите, а развивайте себя, обучайтесь.