Поиграйте с малышом! В результате выиграют все: и родители, и дети, и ваши попутчики.
Так уж устроены дети: не могут они долго сидеть тихо, неподвижно, с каменным лицом, как принято у взрослых. Отсутствие движений и звуков для непоседливых и любознательных малышей противоестественно. Поэтому строгие нотации родителей, требующих «быть паинькой», «закрыть рот» и «сидеть спокойно»,
не срабатывают.
Многие родители придумали простой выход из положения: они берут в дорогу сладости, детские игрушки (куклу, машинку, плюшевого медвежонка, блокнот с карандашами, магнитную доску для рисования) или новомодные гаджеты (планшет или нетбук с мультфильмами). А как быть, если вы не захватили с собою подручных средств?
В вашем распоряжении всегда есть собственные руки и язык, чтобы организовать себе и ребёнку весёлое времяпрепровождение (крутить дули и показывать язык для этого не обязательно).
Воспользуйтесь универсальными играми, помогающими превратить скучную дорогу в увлекательное путешествие! К тому же дорожные игры — не просто развлечение, но и прекрасное средство тренировки мышления и воображения детей (да и родителей тоже).
Что вам понадобится? Желание, кое-какие знания, приобретённые еще в школе, словарный запас, чуточку фантазии и немного терпения.
Игры для самых маленьких
Такие игры помогут ребёнку безболезненно перенести дорогу, отвлечься от дискомфортных ощущений, наладить тёплый эмоциональный контакт с родителями
и просто повеселиться.
Потешки и пальчиковые игры. Существует множество старых игр-потешек, вроде небезызвестных «Ладушек», «Козы рогатой», норовящей забодать непослушных детишек, «Сороки-вороны», которая кашку варила и деток, изображаемых пальчиками, кормила. Придумано много пальчиковых игр, развивающих мелкую моторику рук. Текст потешки должен сопровождаться конкретными движениями: ребёнок загибает или разгибает пальчики, хлопает в ладоши, изображает действие, животное или предмет. Примеры при желании можно найти в Интернете. Например:
Этот пальчик — маленький,
Этот пальчик — слабенький,
Этот пальчик — длинненький,
Этот пальчик — сильненький,
Этот пальчик — толстячок,
Ну, а вместе — кулачок!
Сюжеты подобных текстов можно придумать самостоятельно. Это может быть рассказик про пушистого котика, быстрого зайчика, косолапого медвежонка, братьев-поросят.
Игра «Я сижу и гляжу, вижу что-то…» Игра из разряда «что вижу — о том и пою». После вступительной фразы игрок называет какой-то цвет. Например: «…вижу что-то зелёное». Нужно угадать с трёх попыток, что именно загадано. Это могут быть деревья, небо, одежда, обивка сидений в транспорте — всё, что попадётся на глаза.
Загадки. Можно загадывать известные загадки, а можно импровизировать. Обозначьте категорию предмета (например: «это относится к еде»), поочерёдно перечислите несколько его признаков («это что-то круглое, оранжевое, кисло-сладкое»). Затем предоставьте вашему ребёнку возможность сочинить собственную загадку.
Словесно-логические поединки
Такие игры отлично нарабатывают словарный запас ребёнка, развивают логическое мышление, подходят детям младшего школьного возраста. В них победа — не главное, важен сам процесс.
Игра в слова, начинающиеся на предложенную букву. Например, выбрана буква «с». Мама или папа с ребёнком поочерёдно вспоминают нужные слова (солнце, синица, сахар, сачок), попутно взрослый объясняет значения не известных малышу слов. Называть можно существительные в именительном падеже, единственном числе, имена собственные (названия городов, стран, имена людей) запрещены.
Игра в слова определённой тематической группы. Родители с детьми по очереди называют слова, обозначающие названия еды, посуды, игрушек, мебели, фруктов, овощей или животных.
Игра «Вы поедете на бал?» Старая, известная многим игра. Взрослый задаёт вопросы ребёнку: «В чём поедете на бал?», «Какого цвета будет карета?», «Каким будет платье/фрак?» Запрещено отвечать «да» или «нет», также нельзя «надевать» белые и чёрные вещи. Простые вопросы чередуются с провокационными, смешными, на которые рано или поздно игрок отвечает утвердительно или отрицательно. Затем мама или папа меняется ролями с ребёнком.
Игра в антонимы. Припоминайте слова, противоположные по смыслу. Например: зло — добро, тихий — громкий, высокий — низкий, тёмный — светлый, отважный — трусливый, много — мало, идти — стоять.
Игра в синонимы. Называйте слова, схожие по значению. К примеру: храбрый — смелый, узкий — тонкий, широкий — толстый, тихий — бесшумный, быстрый — скорый, интересный — увлекательный.
Игра в омонимы. По очереди называйте слова, которые произносятся и пишутся одинаково, но обозначают разные понятия или предметы. К примеру: ключ, открывающий замок, и музыкальный ключ; ёжик (маленький ёж) и мужская стрижка «ёжик»; кол (заострённая палка) и кол, равнозначный низкой оценке — единице; боксёр (спортсмен) и боксёр в значении — «порода собаки».
Игра в рифму. Ребёнок называет слово, взрослый придумывает рифму на него. Затем то же делает ребёнок. Примеры рифмующихся слов: мама — рама, шар — пар, конфета — монета, кочка — точка, ракушка — лягушка.
Интересных, познавательных игр можно вспомнить или придумать много. Главное, чтобы они соответствовали возрасту ребёнка, не были слишком сложными для него. Подобные игры можно использовать не только в транспорте, но и в длинных очередях, на остановках, в залах ожидания
Если ваш ребёнок заскучал, не поленитесь — поиграйте вместе! Увлечённому ребёнку некогда будет капризничать, а вам незачем будет сердиться.