Вот им и предлагаю попробовать взять какой-нибудь абзац и избавить его от точек-запятых. Да хоть классическое «казнить нельзя помиловать». Что придает разум вердикту? Одна-единственная запятая.
И все ж так часто приходится сталкиваться с искренним возмущением: «Зачем нужны эти запятые!» А также — точки, точки с запятыми, двое- и многоточия, тире, кавычки… Все это разнообразие знаков препинания доставляет горькое наслаждение граммар-наци, ощущающим себя немногими Верными в океане неверных. Но — обременяет школьников, в досаду вводит взрослых.
Назвал эти точки и закорючки знаками препинания явно кто-то из страдальцев. Ибо «препинание» еще в древнем русском языке имело оттенок негативный и означало три сотни лет назад препятствие, помеху, даже подножку. А «препинатель» — это не профессиональный расстановщик точек и запятушек в рукописях, а — «обманщик, жулик, интриган».
Современный толковый словарь русского языка, в отличие от словаря
История становления пунктуации свидетельствует: интеллектуалы напряженно работали над тем, чтобы информация письменного текста обрела все достоинства, присущие письменной речи, не утратив «разумности», понятности речи устной. Придумав письменность, человек понял: надо сделать текст понятным не на уровне знаков, а на уровне фраз. Чтобы «речь бы с речию не сплелася», чтобы слово не соединилось с предлогом, чтоб «также» отличалось от «так же» — первым делом человек изобрел точку. Затем сообразил: для каких-то нужд можно использовать две, три, четыре точки, в разных комбинациях — вертикальным двоеточием, четвероточием-ромбиком.
Древняя Русь знаки препинания усваивала из византийских текстов. Следуя за своими духовными учителями, русские интеллектуалы век за веком совершенствовали пунктуацию.
В XI веке они обходились одной или несколькими точками (несколько позднее — и запятой, назначение которой бывало разным, в том числе — и для разделения слов, когда запятую, как и точку, ставили после каждого слова). Позднее система развилась, изощрилась.
Может, в этом и заключается проблема тех многогрешных, которых я в первом абзаце высокомерно исключила из числа достойных читателей? Не владея в должной мере языком, они не обладают и способностью прочесть и понять текст? И потом, мучась и напрягаясь, пытаются мне объяснить, как они меня поняли? Стыдясь своего снобизма и сожалея об отвернутых, попробую помочь практическим советом.
Им, добрым людям, я предлагаю первым делом вспомнить школьное детство. Те знаки, которым нас учили в школе, — это грамматические знаки препинания. «С картинки в твоем букваре» мы твердо усваивали: точка ставится в конце предложения… Еще нас учили точку ставить, завершая заголовок. Эту гнусную привычку, помнится, пришлось из себя по капле выдавливать — как Чехов раба…
А дальше, после букваря, — больше: запятая разделяет однородные члены предложения… Если предложение начинается с «если», то перед «то» надо ставить запятую… Многие ломались, так и не сумев сориентироваться, когда перед «и» запятая нужна, а когда — воспрещена…
Долго ли, коротко, но научили нас в школе ставить и прочитывать эти точки-запятые. И для того, кто со стихией языка живет в согласии, знаки препинания — не препятствие, не помеха и не уловка, а, по-чеховски же, «ноты при чтении».
Запятые разграничивают части сложных предложений, выделяют обособленные конструкции внутри предложения. Тире заменяют пропущенные члены предложения, маркируют смысловые паузы. Кавычки оформляют прямую речь, цитаты. Вопросительные-восклицательные (да, и точки!) привносят в текст эмоции.
В общем, закончу пересказывать учебник, сообщая о документированных, так сказать, возможностях знаков препинания. Тем, кто идет на ЕГЭ, правила вдолбили учителя. А тем, кому ЕГЭ не грозит, посоветую об учебниках забыть — и поверить в то, что запятые расставить можно с помощью разума и воображения. Поскольку знаки препинания еще бывают «смысловыми», «интонационными» — личностными, сполна характеризующими пишущего.
Попросту говоря — как попросту я и говорила по поводу многих статей на ШЖ, авторы которых робки или небрежны со знаками препинания, — прочитайте свой текст вслух, что называется — с выражением. Доверьтесь своей интуиции — и там, где «выражение» делает паузы, — ставьте запятые. А где оно требует паузы большей — сделайте ее, поставив в тексте тире.
Вот так — доверяя себе, прислушиваясь к себе — можно научиться обустраивать свои тексты с помощью знаков препинания.
И все ж одно правило хотелось бы напомнить: не ставьте запятые после «однако» в начале предложения! Только не после «однако»!!! Поскольку тут интуиция и воображение не помогают. Глубокомысленно задуматься, хоть устно, хоть письменно, после «однако» — делая соответствующую паузу — тянет очень многих. У читателя же сам собой всплывает в память герой анекдотов — вам это надо?
На сей счет есть совсем простой совет: избегать сложных конструкций, сложных фраз, где вы наверняка ошибетесь (например, причастных оборотов). Обойдитесь, однако, без «однако».