Почему мы так пишем?

Реклама
Грандмастер

Герой одной детской книжки, прочитанной мной много-много лет назад, полушутя-полувсерьез цитировал А. С. Пушкина: «Без грамматической ошибки я русской речи не люблю». Конечно, этим он смущенно оправдывал свои весьма посредственные успехи по грамматике перед другом-одноклассником. Хотя полная цитата поэта звучит так: «Как уст румяных без улыбки, без грамматической ошибки я русской речи не люблю. Быть может, на беду мою, красавиц новых поколенье, журналов вняв молящий глас, к грамматике приучит нас…». Видите, друзья, Пушкин, написав эти строки почти 200 лет назад, надеялся, что новое поколение будет знать русскую грамматику.

А в наше время в газетах, журналах, книгах, в интернет-переписке стало так много ошибок, что просто диву даешься, как это возможно? Я уж не говорю об ошибках в разговорной речи на разных ток-шоу и даже вполне солидных информационных передачах. На днях, в передаче «Особое мнение», ТВ-канал RTVI, выступающий сказал: «Не должен покушиваться!!!». Вероятно, он хотел сказать — «покушаться»? Речь шла о гражданских свободах!

Реклама

Или такая фраза, также прозвучавшая недавно в новостях на RTVI: «Против них был применен административный ресурс…». Уж сколько раз Михаил Задорнов высмеивал это слово — ресурс! Ресурсы могут быть трудовые, природные — это запасы, источники чего-то полезного. А вот объяснили бы наши чиновники, что такое «административный ресурс»?

Возьмите любую книгу, изданную лет 20−30 назад, прочтите — вряд ли вам попадется хоть одна ошибка. Даже если вы обнаружите ошибку, то в конце книги будет вложен листок, где указаны все возможные опечатки. А ведь печатать книги в те времена было намного труднее. Я помню, как в школьные годы, примерно в 1956 году, была на экскурсии в небольшой типографии. Там текст для газеты набирали вручную! Может быть, кто-то в кино или в музее видел, как это делалось. Даже линотипы были тогда лишь в крупных типографиях.

Реклама

И, тем не менее, допустить ошибку в печатном издании считалось большим нарушением, корректоры проверяли все оттиски, потом еще проверку делал старший корректор, затем уже все проверялось еще и редактором. Когда-то в книге о войне (точно не помню, в которой: «Наследники» или «И вся жизнь») писатель Павел Гельбах рассказал, как один наборщик военной многотиражки в репортаже пропустил одну букву в слове «Главнокомандующий» — вторую в слове. Уяснили, что получилось? Речь шла о Сталине! И корректор не заметил. Газету напечатали, но при повторной проверке опечатку обнаружили. Хорошо, что у редактора и корректора были дружеские отношения, и время позволяло напечатать новый тираж. А если бы не обнаружили вовремя? Кому-то это стоило бы жизни. Это к слову о том, как маленькая опечатка или ошибка могут изменить смысл слова, предложения. Наверное, читатели знают примеры того, как в прошлом люди, связанные с издательской деятельностью, расплачивались за допущенные ошибки потерей работы, а то и отправкой в «отдаленные места».

Реклама

Помните из школьных лет царский указ: «Казнить нельзя помиловать» без запятой в нужном месте? Маленькая запятая, а смысл противоположный. Еще пример — можно ли сделать 4 ошибки в слове из трех букв? Старшее поколение вспомнит, о каком слове речь: «еще» — «исчо»!

Почему же теперь, в наш автоматизированный век, когда так упростилось печатание газет, журналов и книг, когда все набирается с помощью компьютера, так много стало ошибок в текстах? Конечно, в серьезных изданиях типа газеты «Известия» — я просматриваю ее в Интернете — ошибок практически нет. А вот в газетах и журналах, которые часто называют «желтой прессой» и, особенно, в интернетовской переписке, ошибок предостаточно. Странно, ведь в программе MS Word есть функция, проверяющая и орфографию, и пунктуацию. Что стоит воспользоваться ею, а потом еще раз перечитать написанное? Куда мы все так спешим, отправляя непроверенные тексты, письма? Возможно, сейчас в школах стали учить хуже, чем в советское время. Но уважающий себя человек, если чувствует, что недостает ему грамотности, возьмет книгу и найдет время повторить основные правила грамматики. Благо, теперь нет недостатка в разных кратких учебниках русского языка и орфографических словарях.

Реклама

Какие же ошибки встречаются чаще всего? Множество ошибок делается по невнимательности. Человек пишет, не задумываясь над тем, что написал. Читаю в заметке: «застрОховать», вместо «застрАховать». А ведь корень — «страх», можно проверить ударением. Как-то попалось слово «асВальт», вместо «асФальт». Встречаются ошибки на употребление приставок ПРЕ- и ПРИ-, так, в газете прочла: «…приступать закон» вместо «преступать». Ведь слово «преступать» означает «нарушать, переступать».

Пожалуй, самой распространенной ошибкой, которая попадается чаще всего и в статьях, и в письмах, является путаница в правописании окончаний -ТСЯ и -ТЬСЯ в глаголах. Например, пишут: «Мальчик учиться хорошо», а надо писать — «учится», без мягкого знака. Это правило простое. Если глагол отвечает на вопрос: «Что делает?», или «Что сделает?», и стоит в третьем лице, то мягкий знак не пишется, окончание -ТСЯ. «Ребенок учиТСЯ. Ребенок выучиТСЯ». «Зрители смеюТСЯ. Они посмеюТСЯ». «Народ покоряеТСЯ судьбе. Он покориТСЯ».

Реклама

В глаголах, отвечающих на вопрос: «Что делать?» или «Что сделать?» пишется окончание -ТЬСЯ, с мягким знаком. Глагол при этом стоит в неопределенной форме. Здесь можно добавить слова: нужно, должен, будем, можем и т. п. «Он должен учиТЬСЯ хорошо!» — мягкий знак к месту! «Нужно бороТЬСЯ за свои права!» «Мы можем позаботиТЬСЯ о стариках!» «Не надо покоряТЬСЯ судьбе», «Будем стараТЬСЯ писать грамотно!»

Я думаю, в каждом доме, в каждой семье на книжной полке самое почетное место должны занимать словари — и орфографический, и толковый. И когда мы начинаем что-то писать, будем внимательны и проявим уважение к тому, кто будет читать написанное нами.
Удачи и творческих успехов всем пишущим и читающим!

Реклама