С чего начать? На что обратить особое внимание? От обилия информации по этому вопросу кружится голова. Не отчаивайтесь, я помогу вам.
Языков программирования придумано множество, и многие уже не актуальны. Нет надобности учить все языки, важно выбирать язык под свои задачи. Общее у всех этих языков — на них не говорят, на них пишут программы. Программа — это последовательность операторов.
При запуске программы операторы начинают выполняться в том порядке, который предусмотрен алгоритмом. Выполняет их интерпретатор, переводя на язык машинных кодов. Возможно, что при запуске программу обрабатывает компилятор, только осуществляя перевод и создавая файл, который способен работать уже автономно. Интерпретатор, как и компилятор — это программная среда, позволяющая создавать, отлаживать и запускать свои программы.
Советую начать с языка BASIC, и не с визуализированных версий этого продукта, а с простейшего интерпретатора под DOS.
BASIC — простейший язык программирования, который создан специально для обучения. Выучите несложные операторы языка, в BASIC их минимум. Кроме операторов ввода и вывода информации, в любом языке программирования, как и в BASIC, присутствуют операторы цикла, условные операторы и оператор присваивания, а также существует возможность вызова подпрограммы.
Давайте попробуем разобраться в терминах. BASIC (кроме того, что это аббревиатура Beginner’s All-purpose Symbolic Instruction Code — универсальный код символических инструкций для начинающих) в переводе с английского означает «Основной». Это означает, что в языке присутствуют только основополагающие конструкции.
Переменные языка — это ячейки памяти, в которых хранятся константы. Рассмотрим простейший из операторов, оператор присваивания: A = 0. Здесь A — это переменная, = — оператор присваивания, он помещает число 0 в ячейку A. Или Pi = 3.14, сейчас мы назначили переменной Pi значение 3.14. Аналогично поступаем со строковыми переменными:
Рассмотрим оператор цикла:
FOR I = 1 TO 10
[набор операторов]
NEXT
Эта конструкция позволяет выполнить набор операторов, заключенных между словами FOR и NEXT, 10 раз, причем в каждом цикле переменная I будет равна номеру цикла, а именно от 1 до 10. Границы цикла могут быть произвольными.
Условный оператор выглядит следующим образом:
IF A > 0 THEN [оператор-1]
ELSE [оператор-2]
То есть если условие, заключенное между IF и THEN, — истинно, то выполняется оператор 1, иначе — оператор 2.
Подпрограмма — это часть основной программы, которая может быть вызвана из основной программы, причем не один раз. Делается это следующим образом:
[метка]
[Набор операторов]
RETURN
Это описание подпрограммы, оператор RETURN говорит о том, что подпрограмма закончена, и компьютер должен вернуться в точку вызова. Вызов осуществляется так:
GOSUB [метка]
После того как компьютер встретит оператор GOSUB, он перейдет к исполнению набора операторов, заключенных между [метка] и RETURN.
Есть еще один случай, когда операторы выполняются не в том порядке, в каком написаны: оператор GOTO [метка] сообщает компьютеру, к какому помеченному оператору нужно перейти.
После запуска программы интерпретатор, в отличие от компилятора, начнет исполнять операторы в том порядке, который задан алгоритмом. Если он встретит ошибку, то сообщит вам об этом. В отличие от интерпретатора, компилятор заранее проверяет программу на ошибки и создает исполняемый файл.
Преимущество интерпретатора в простоте, а компилятора — в том, что после удачной компиляции он больше не нужен. Операционная система умеет сама исполнять такие файлы.