С чего начать учиться программированию?

Реклама

Как познать искусство программирования на ЭВМ? А программирование — это именно искусство! Как заставить сложную машину выполнять ваши команды? Как разобраться во всем множестве языков программирования?

С чего начать учиться программированию?

С чего начать? На что обратить особое внимание? От обилия информации по этому вопросу кружится голова. Не отчаивайтесь, я помогу вам.

Реклама

Языков программирования придумано множество, и многие уже не актуальны. Нет надобности учить все языки, важно выбирать язык под свои задачи. Общее у всех этих языков — на них не говорят, на них пишут программы. Программа — это последовательность операторов.

При запуске программы операторы начинают выполняться в том порядке, который предусмотрен алгоритмом. Выполняет их интерпретатор, переводя на язык машинных кодов. Возможно, что при запуске программу обрабатывает компилятор, только осуществляя перевод и создавая файл, который способен работать уже автономно. Интерпретатор, как и компилятор — это программная среда, позволяющая создавать, отлаживать и запускать свои программы.

Реклама

Советую начать с языка BASIC, и не с визуализированных версий этого продукта, а с простейшего интерпретатора под DOS.

BASIC — простейший язык программирования, который создан специально для обучения. Выучите несложные операторы языка, в BASIC их минимум. Кроме операторов ввода и вывода информации, в любом языке программирования, как и в BASIC, присутствуют операторы цикла, условные операторы и оператор присваивания, а также существует возможность вызова подпрограммы.

Давайте попробуем разобраться в терминах. BASIC (кроме того, что это аббревиатура Beginner’s All-purpose Symbolic Instruction Code — универсальный код символических инструкций для начинающих) в переводе с английского означает «Основной». Это означает, что в языке присутствуют только основополагающие конструкции.

Реклама
Оператор — специальная конструкция языка, позволяющая выполнить то или иное действие. В языке также представлены переменные и константы. Константы бывают числовые и строковые. Числовые константы — это просто числа: 1; 5.34; -0.99 и так далее. Строковые константы — это какие-нибудь слова, заключенные в кавычки, например: «BASIC — простой язык!» или «Мне нравится программировать».

Переменные языка — это ячейки памяти, в которых хранятся константы. Рассмотрим простейший из операторов, оператор присваивания: A = 0. Здесь A — это переменная, = — оператор присваивания, он помещает число 0 в ячейку A. Или Pi = 3.14, сейчас мы назначили переменной Pi значение 3.14. Аналогично поступаем со строковыми переменными:

Реклама
B$ = «Привет». B$ — строковая переменная, об этом говорит знак $.

Рассмотрим оператор цикла:

FOR I = 1 TO 10
[набор операторов]
NEXT

Эта конструкция позволяет выполнить набор операторов, заключенных между словами FOR и NEXT, 10 раз, причем в каждом цикле переменная I будет равна номеру цикла, а именно от 1 до 10. Границы цикла могут быть произвольными.

Условный оператор выглядит следующим образом:

IF A > 0 THEN [оператор-1]
ELSE [оператор-2]

То есть если условие, заключенное между IF и THEN, — истинно, то выполняется оператор 1, иначе — оператор 2.

Подпрограмма — это часть основной программы, которая может быть вызвана из основной программы, причем не один раз. Делается это следующим образом:

Реклама

[метка]
[Набор операторов]
RETURN

Это описание подпрограммы, оператор RETURN говорит о том, что подпрограмма закончена, и компьютер должен вернуться в точку вызова. Вызов осуществляется так:

GOSUB [метка]

После того как компьютер встретит оператор GOSUB, он перейдет к исполнению набора операторов, заключенных между [метка] и RETURN.

Есть еще один случай, когда операторы выполняются не в том порядке, в каком написаны: оператор GOTO [метка] сообщает компьютеру, к какому помеченному оператору нужно перейти.

После запуска программы интерпретатор, в отличие от компилятора, начнет исполнять операторы в том порядке, который задан алгоритмом. Если он встретит ошибку, то сообщит вам об этом. В отличие от интерпретатора, компилятор заранее проверяет программу на ошибки и создает исполняемый файл.

Преимущество интерпретатора в простоте, а компилятора — в том, что после удачной компиляции он больше не нужен. Операционная система умеет сама исполнять такие файлы.

Реклама