В условиях жесткой конкуренции на первый план выходит человеческий фактор. Во многих компаниях уже осознали необходимость вкладывать деньги в обучение персонала, а также сумели ощутить результат этого обучения в действии. Но не только бизнесмены или топ-менеджеры должны осознавать важность фактора обучения персонала, но и сами сотрудники должны хотеть повышать свою квалификацию. Без осознанного желания учиться, без потребности в тех или иных новых знаний, никакое обучение, навязанное сверху, не даст того эффекта, которое от него ожидают.
Первый фактор повышения Вашей личной эффективности на рабочем месте — это осознанная необходимость в обучении, в узнавании дальнейших нюансов вашей профессии, в повышении персональной квалификации. Если Вы чувствуете застой в работе, Вас надоела однообразие и рутинность тех рабочих процессов, которые Вы каждый день делаете на своем рабочем месте — проанализируйте, чего Вы еще не знаете в своей профессии, какие нюансы или программы Вы хотели бы знать.
Не всегда на этот вопрос находится ответ. Могу предложить такой способ — посмотрите вакансии по вашей профессии, сопоставьте требования работодателей и Ваши навыки и умения, сравните, чего Вам не хватает, что Вы еще не знаете. Это и есть Ваша ближайшая зона развития Вас как профессионала. Например, Вы проектировщик, владеете программой AutoCAD. Просмотрев вакансии, увидели, что многие работодатели перечисляют в списке требований еще и программу 3D Max. На ближайшее время Вы можете запланировать изучение данной программы.
Осваивая эту программу, Вы узнаете что-то новое для себя, тем самым удовлетворяете свою потребность в новизне. Со временем знание данной программы может помочь Вам, когда внутри компании может быть объявлен конкурс на вышестоящую вакансию или Вы решите заняться поисками новой работы.
Для того чтобы у Вас появилась необходимость в обучении, у Вас должно быть четкое знание о том, зачем и для чего Вы работаете. Напишите для себя все причины, по которым, по Вашему мнению, Вы работаете. Определите наиболее важные факторы для Вас. Задайте себе вопрос: «А где именно Ваш интерес в этих причинах?». Например, Вы написали для себя причину, такую как необходимость содержать свою семью. Подумайте, а что именно Вам дает семейное благополучие? Поверьте, ответы будут очень разные. Если вы действительно честно ответите себе на этот вопрос, тогда ответы будут варьироваться от резкого «ничего мне это не дает, только ощущение обузы» до «я чувствую себя значимым, нужным членом семьи». Из этих ответов становится ясно, насколько причина, которую Вы указали, действительно важна именно для Вас.
Процесс осознания истинных причин, из-за которых Вы работаете, довольно трудный и его нелегко пройти в одиночку. Здесь Вам может помочь коуч. Что такое коучинг? Определений коучинга достаточно много. Вот одно из них: «Коучинг — это искусство способствовать интенсивности и качеству работы, обучению и развитию другого человека». (Майлз Дауни. Директор Лондонской школы коучинга).
Коуч в процессе беседы с Вами помогает Вам самим выйти на осознанность Ваших мотивов, найти наиболее короткий и эффективный путь решения важных для Вас проблем. Этот путь будет персонально Вашим. Именно Вы сами знаете свой потенциал, знаете свои сильные и слабые стороны, знаете свой профессиональный опыт, и знаете, как весь этот багаж знаний, навыков, умений, креативности, опыта преобразовать в единый сплав достижения того или иного результата, необходимого для Вас.
Коуч помогает Вам научиться доверять самому себе. Доверие к себе — немаловажный фактор в решении тех или иных проблем. Коуч не решит за Вас Ваши проблемы. Даже не даст совета в решении того или иного вопроса. Просто он задаст Вам вопросы, и Вы в процессе ответа на них найдете свое уникальное, подходящее только для Вас, решение Ваших задач, в том числе и производственных. Коучинг применяется как инструмент повышения эффективности и в бизнесе, и в других сферах деятельности человека.
Знание своих истинных мотивов, заставляющих нас вставать и идти на работу, позволяет понять, отчего мы можем получать удовольствие в процессе работы. Работа перестает быть рутинным, однообразным процессом. Удовольствие от работы — второй, но не менее важный фактор, влияющий на вашу эффективность.