Тем не менее литература любого жанра и авторства может быть оценена профессионально, в соответствии с планом и структурой самой рецензии. На мой взгляд, тогда рецензия только выиграет в своем качестве, ибо лишена налета эмоциональности добровольного рецензента. Не скрою, профессионалов специально обучают в университетах в рамках курсов современной литературы (откуда и я почерпнул знания, с которыми спешу поделиться с читателем).
Итак, в профессиональной рецензии на литературное произведение есть несколько обязательных элементов, которые «обыгрываются» целым набором приемов выражения художественного слова.
Рецензию на книгу начинают с библиографической справки, с краткого описания произведения — где взяли (место доступа к тексту), справки об авторе, теме, сюжете, жанре.
Затем переходят к характеристикам понятий герой — антигерой — основная мысль произведения. В этой части описывают особенности главного персонажа, выделенного автором на первом плане; их может быть несколько. Далее разбирают язык текста (цитаты, тенденции), специфичность заглавия (почему так названо, как «играет»).
Актуальность произведения является особым пунктом рецензии, который предполагает развернутое повествование о месте изученного текста в современном литературном процессе. Здесь же уместно акцентировать внимание на качестве текста («роман-однодневка» или «вещь») или привлечь внимание читателя к той или иной характерной особенности и, конечно же, высказать отношение рецензента к прочитанному.
Не стоит забывать, что «писатель в ответе за то, что он пишет, а не за то — как его воспринимают», поэтому любое мнение является частным, субъективным. Прелесть самовыражения как автора, так и рецензента в том, что оба текста являются ничем иным, как самовыражением личности; иногда рецензия столь замечательная, что невольно затмевает само рецензируемое произведение.
С учетом того, что в глобальной Сети (кроме форумов) существуют отдельные сайты маститых авторов и сайты-рецензии, на которых нередко проводят даже конкурсы-соревнования, приведенные выше рекомендации могут помочь добровольным рецензентам выглядеть достойно и профессионально, не сбиваясь на «низкий стиль» упреков или оценочных суждений с налетом сомнительной мотивации. Помните, что «выразил» А. Островский в «Бесприданнице» устами Паратова: «Один любит арбуз, а другой свиной хрящик»; и это не меняется с веками, поскольку связано не столько с гастрономическими предпочтениями или принципами личности, сколько с индивидуальными ее особенностями, кои «извне» поколебать весьма непросто.
Подобным планом (и структурой) — с соответствующими поправками — мы не лишены возможности пользоваться при написании рецензий на театральные постановки и художественные фильмы, разумеется, учитывая особенности этих художественных жанров.