Ассоциативная память напомнила этот случай во время чтения
Неплохая рекомендация! А еще говорят, что современные дети мало читают! Заинтригованная, отправляюсь в Интернет за «Синей травой». От своих комментариев воздержусь, но приведу пару, под которыми готова подписаться:
«Бьет по мозгам сильно, конечно. Но впечатление неоднозначное — своему 12-летнему сыну, скорее всего, читать не дам. Если мне стало страшновато, то подросток может запомнить в этой книге совсем другое — прикольные улеты и свободный подростковый секс под наркотиками».
«Сильно сомневаюсь, что это — подлинный дневник пятнадцатилетний американской наркоманки. Слишком литературно, слишком смачно описаны ощущения американской школьницы, употребляющей наркотики, потерявшей девственность и озабоченной возможной беременностью, ушедшей из дома и испытавшей самые страшные унижения и надругательства за дозу наркотика».
Действительно, о чем еще думать нашим семиклассницам. До ГИА и ЕГЭ еще далеко… Бедные дети! Уж лучше пусть прогуливают уроки и получают двойки за невыученные уроки, чем изучают такую литературу!
Многие люди наивно считают, что самое лучшее воспитание — это запугивание. Прочитает подросток о страшном конце сверстника, который не слушался родителей — и будет слушаться. Авторы уверяют, что чтение такой литературы — своего рода профилактика наркомании, а также алкоголизма, нежелательной беременности и СПИДа.
Это справедливо для определенной категории подростков, например, тревожно-мнительных. Демонстративных такое чтиво может спровоцировать на поступки, от которых взрослые так неуклюже стараются их оградить. Кстати, демонстративных подростков сейчас намного больше, чем 10−15 лет назад.
Сквозной персонаж, ведущий ребят по страницам своих дневниковых записей — студент Алексей, лет на пять-шесть старше своих подопечных. В юности пять лет — целая вечность. Алексей, по замыслу авторов, ищет смысл жизни и вовлекает в это занятие семиклассников.
Кроме «Синей травы», семиклассники должны прочитать фрагменты «Былого и дум» Герцена, наводившего тоску еще на их родителей; «Детства» Толстого и Горького; «Мне скоро шестнадцать» М. Цветаевой (семиклассникам, кстати, на три года меньше); Ш. Бронте «Джен Эйр»; жесткий рассказ В. Тендрякова «Хлеб для собаки»; «Слепой музыкант» В. Короленко; дневник Анны Франк «Погибель»… Не уверена, что все эти тексты семиклассники станут разыскивать в Интернете и
Читать и анализировать в течение года произвольно выхваченные отрывки из чужих дневников и мемуаров — удовольствие на любителя. Должна же быть в этом какая-то сверхзадача? Что объединяет авторов разных эпох и стран, собранных на страницах учебника, который, по замыслу авторов, должен помочь подростку пройти путь до станции «Я» через полустанки «Я и детство», «Я и другие», «Я и мир»?
Герои большинства текстов, включенных в хрестоматию, трагически погибают в подростковом возрасте. Остальные испытывают нравственные потрясения, которые накладывают отпечаток на всю их жизнь.
Из заключения Российской академии образования о работе экспериментальной площадки Российской академии образования «Образовательная система „Школа 2100“» и использовании ее в широкой практике:
Целостная система знаний подростка о себе и своем месте в мире на страницах учебника выглядит очень однобоко и безрадостно: конфликты, болезни, грязь, насилие, непонимание окружающих, смерть… Зачем все это? Чтобы вогнать читателей в депрессию, откуда один шаг до раскрытого окна? «Убойная сила слова» очевидна: предсмертные стихи Есенина спровоцировали эпидемию самоубийств.
Стихотворение А. Пушкина «Дар напрасный, дар случайный». Вопросы к учащимся: О каком душевном состоянии поэта говорят строки стихотворения? Найди философские размышления поэта о жизни. Что его заставляет страдать? В чем видит поэт свое предназначенье? Попробуй доказать на примере прочитанных тобою произведений
Последние строки второй строфы звучат так:
…Душу мне наполнил страстью,
Ум сомненьем взволновал…
Непонятно, что ребята должны здесь доказывать. Предвкушаю анализ знаменитого поэтического диалога Пушкина и Филарета. Интересно, что думают о нем школьники, как воспринимают стихотворение, написанное поэтом в свой 29-й день рождения, блистательный ответ митрополита и ответный ход Пушкина — стихотворение «В часы забав иль праздной скуки»? Считают ли они ответ Филарета пародией на пушкинские стихи или палинодией, то есть отрицанием того, что сказано в оригинальном тексте?
Ничего этого нет. Вопросы, заданные поэтом в минуты уныния, тяжелыми гроздьями повисают над бедными головами семиклассников. Вероятно, чтобы закрепить полученный эффект — стихотворение Н. Огарева «Хандра»:
Бывают дни, когда душа пуста:
Ни мыслей нет, ни чувств, молчат уста,
Равно печаль и радости постылы,
И в теле лень, и двигаться нет силы.
Напрасно ищешь, чем бы ум занять, —
Противно видеть, слышать, понимать,
И только бесконечно давит скука,
И кажется, что жить — такая мука!
Затем — «Пока горит свеча» А. Макаревича, лучшая, на мой взгляд, песня «Машины времени», которая в стихотворном виде теряет многое, если не все. Вряд ли когда-нибудь Андрей Вадимович мечтал попасть в учебник литературы для 7-го класса.
Итоговой работой по данной теме должно стать лирическое размышление «Бывают дни…». Чтобы задать мыслям ребят правильное направление, водитель по учебнику студент Алексей читает любимое место из дневника Печорина:
Авторы учебника не обманули. В книге есть и «строгая логическая последовательность, оригинальность композиции, единство нравственной проблематики, наличие внутренней ассоциативной и смысловой взаимосвязи всех разделов». «Логично» и «последовательно» детей ведут в трясину уныния. «Нравственная проблематика» сводится к актуализации негативных переживаний.
Есть в учебнике и светлые страницы, такие как «Алые паруса» А. Грина. Но они растворяются в массе тенденциозно подобранных литературных произведений, показывающих картину мира, в котором не хочется жить.
Знакомый издатель говорил, что издательский бизнес по доходности занимает третье место после торговли оружием и наркотиками. По «убойной силе», наверное, тоже.