Куда движется российская высшая школа? Ниже уровня...

Реклама

Побудительными мотивами для написания статьи послужили: мое собственное обучение в вузе, долгие беседы с моим дедушкой-профессором и наблюдения за друзьями и знакомыми, профессиональная деятельность которых связана с высшей школой.

Я закончила биофак МГУ почти 10 лет тому назад. Учиться было очень интересно, поскольку у нас на факультете преподавали маститые ученые. Некоторые профессора были уже довольно почтенного возраста, но их лекции я посещала с особым удовольствием. Они были, в моих глазах, связующим звеном между уже ушедшим поколением ученых и нами — молодежью.

Реклама

Летом у нас на факультете проводились очень интересные полевые практики. Но к концу четвертого курса я стала задумываться: а куда я пойду с дипломом биолога и учителя биологии и химии в средней школе. Это было явно не для меня. Мы с дедом много раз обсуждали, что же делать дальше, но он твердо сказал, что надо оканчивать университет, а потом будет видно. Кончилось все тем, что работать по специальности я так и не пошла.

Мой дедушка

Деду в этом году исполнилось 75 лет. Он — доктор технических наук, профессор, заслуженный деятель науки, был членом ВАКа в течение многих лет. Сейчас он отдыхает. Очень часто мы беседуем с ним о переменах в системе высшего образования России.

Реклама

Все помнят, что было решено ввести в нашей стране двухуровневое высшее образование: выпускать бакалавров после 4-х лет обучения и магистров после еще 2-х лет специальной подготовки. Какое-то время в стране существовало обычное пятилетнее обучение, четырехлетнее и шестилетнее.

В этот период началась аттестация вузов, некоторые из них «приказали долго жить», другие были укрупнены. Дальше началась политика по «омоложению кадров» в вузах. Многие заслуженные профессора и преподаватели в возрасте были отправлены на пенсию. Если у них были преемники, чтобы продолжать обучение студентов на достойном уровне, то они встали перед дилеммой: продолжать трудиться за мизерную зарплату или попытаться найти что-то еще, чтобы выжить.

Реклама

Выбор

У среднего поколения преподавателей был выбор. Наиболее умные и талантливые постарались «утечь» заграницу, сначала на контрактной основе, а потом остались навсегда. У меня есть знакомый программист Вадим, кандидат наук. Когда началась чехарда с трансформацией образования и ротацией кадров, то он (бывший доцент) живенько нашел себе позицию в Силиконовой долине, осел там, а потом перетащил всю семью. Сейчас ему в районе 40 лет, но он очень доволен, что покинул родину.

Есть и второй — прямо противоположный пример. Недавно еще один доцент повстречался на моем пути. Сейчас Алику где-то 34−35 лет. Мужик с хорошими мозгами, окончил вуз, быстренько написал диссертацию, был оставлен преподавать на кафедре. Но, судя по всему, карьера в вузе его привлекала мало. За полтора десятка лет работы написал два десятка тезисов, кои поместил в список печатных трудов. В этом же списке оказалась диссертация и автореферат, которые фигурируют на «правах рукописи».

Реклама

Когда я показала деду это «шедевр», у него волосы на голове зашевелились. Он не поленился сходить в родной ВАК, когда был в Москве, и почитал эту диссертацию. Резюме было неутешительным: «Такой лабуды давно не читал, и как только Ученый Совет пропустил это произведение?»

Судя по всему, новоиспеченный доцент оказался ленив, ему наплевать на студентов, которым он читает лекции. Начальству для отчета подает «филькины грамоты». Но он — активный участник социальных сетей, надувает щеки при каждом возможном случае… и знает, как зарабатывать деньги, втюхивая, например, «тупым нефтяникам» какие-то сомнительные советы и компьютерные программки. Там хорошо платят, однако…

Реклама

Еще один пример: моя подружка Света окончила СПбГУ, поступила в аспирантуру академического института. Она занимается моделированием морских экосистем. Через год руководитель отправил ее на стажировку в институт Макса Планка в Германию.

После окончания стажировки ей предложили остаться там еще на пару лет по контракту. После этого она успешно защитила там диссертацию и заняла постоянную позицию, вышла замуж, возвращаться в Россию не собирается. Молодые талантливые и энергичные всегда могут найти себе применение.

У меня есть еще один удивительный пример, как преподаватель вуза нашел себя совершенно в другой области, далекой от его основной профессии. Психолог по образованию, Юрий имел хобби, которому посвящал все свободное время — это фотография. Он добился больших успехов и стал профессиональным фотографом.

Реклама

Иногда он приезжал в вуз прямо с фотосъемки в «хипповатом виде»: лохматый, в джинсах, с серьгами в ушах. У него не было времени сменить имидж после «фотосессии». Пару лет назад он оставил преподавательскую деятельность и окончательно посвятил себя своему любимому занятию.

Немного статистики

Согласно официальной статистике, из каждой 1000 выпускников средней школы 60% намерены поступать в вуз.

Свыше 80% родителей хотят, чтобы их дети получили высшее образование.

На обучение одного студента в нашей стране в год тратится в среднем 80 тыс. рублей (вдумайтесь в эту цифру).

Средняя зарплата преподавателя вуза колеблется от 25 до 50 тыс. рублей.

Необыкновенная «популярность» высшего образования в нашей стране имеет оборотную сторону: его качество находится на очень низком уровне. Многие выпускники вузов работают не по специальности. Некоторые из них даже не имеют представления, что они будут делать после окончания вуза.

Реклама

Сейчас в вузах России проходит очередная реформа: они должны перейти «на образовательные стандарты третьего поколения», чтобы еще больше приблизить российское высшее образование «к международным тенденциям развития». Это значит, что очень скоро страна попрощается с классическим академическим высшим образованием, которым она так гордилась на протяжении десятилетий.

Не очень хочется заканчивать статью на минорной ноте. Но российскую науку мы уже похоронили, теперь настаёт очередь справлять тризну по российскому высшему образованию. Бесконечные реформы, отток профессиональных кадров из вузов, понижение уровня обучения, финансирование образования по остаточному принципу — все это не внушает оптимизма.

Примите мои соболезнования!

Реклама