Можно посмотреть или спросить — делает или нет уроки ваш отпрыск. Уточнить, что задавали. Как правило, если ребенок делал уроки, он знает не только то, что задано, но и чуть подробнее.
Можно заглянуть в дневник. Хотя это тоже не метод. Существует целая система отговорок, почему не записано или где записано домашнее задание (на листочке, в тетрадке, Маша-Коля прислали на электронку, в телефоне).
Далее, если стало интересно или принципиально по какому-то предмету — найти изучаемое в учебнике и пережить собственные эмоции по поводу количества страниц на параграф (особенно этим история славится) или того, каким трудночитаемым языком все написано (учебники по биологии!). Далее, поняв что к чему и разобравшись в материале, можно говорить с ребенком. Если хоть что-то сделано, тот не растеряется и что-нибудь, да наговорит.
Чем дальше учится сын, тем больше я склоняюсь к мысли, что проверять приготовление уроков в старших классах так, как это делалось в начальной школе,
А если не контролировать и проверять, а просто общаться с ним? Чуть больше, чем нам иногда самим интересно. Потому как половину ты все равно уже не понимаешь. Простые вопросы, которые в начальной школе естественны, в старших классах оказываются просто спасением. Что проходили, что было интересно, большое ли задание, все ли тебе было понятно, что непонятно, где это можно посмотреть, кроме учебника, а как ребята сделали, как будешь ты это делать и станешь ли делать вообще.
И самое главное — я могу тебе чем-то помочь? Если ребенок осознает, что есть кусок, который он не может сделать (или не хочет, не суть важно), и ему готовы помочь, пусть даже просто морально — ему будет легче, быстрее, интереснее делать эти самые уроки. Да и родители будут в курсе событий.
Однажды у меня ребенок сдался и попросил — как когда-то во втором классе, когда мы с ним всей семьей по очереди (нервы!) учили отрывок из «Руслана и Людмилы» — посидеть с ним и поучить литературу. Задали наизусть монолог Чацкого «А судьи кто?». Жуть, честно. Много, трудно, потрясающе красиво и умно, но очень тяжело для запоминания. Разговаривали, вслух читали. Потому как ребенок уперся — надо, хочу выучить, а не получается. Помог, кстати, Олег Меньшиков. Нашли
Программы в старших классах стали настолько сложны, особенно по профильным предметам, что просто требовать от детей послушного каждодневного выполнения домашних заданий невозможно. Они еще и просто жить хотят. А школа с уроками не есть смысл жизни — это, кстати, мнение знакомого директора школы. Тем более что где-то в головах пусто, но в тех же головушках по каким-то другим предметам обязательно густо будет. А сдавать предметы-то надо все, оценки за все ставят.
Помогать надо обязательно. Дети к старшим классам приучают нас к учебной самостоятельности. В остальной жизни ведь взрослость так и лезет, только держите их. Но домашние уроки — это то, в чем им позволительно хотя бы изредка быть не всегда самостоятельными. В начальной школе помогать и проверять — разные вещи. В старших классах это все более и более сливается во что-то единое и очень-очень им нужное.
Не надо контролировать, надо общаться «про уроки». Все само собой придет — и родители будут «в теме», и ребенок не будет чувствовать себя один на один со всем этим, изучаемым. Кажется, что ребенок успокаивается — оказывается, это надо и интересно не только ему одному, а еще кому-то — более того, самым близким людям — родителям.
Мы не можем помочь по всем предметам абсолютно. Но можем уловить надвигающиеся трудности. Помогать тоже можно по-разному — найти что-то в Интернете, в литературе, подключить репетиторов. Если знать, что искать. Или просто посидеть рядом. Ведь это не только ему, ребенку, но и нам надо. Потому как наши дети учатся, не чужие.