Вообще-то, экзаменов не стоит бояться. Вы не кролик, а преподаватели не удавы, которые хотят вас съесть. Они просто хотят, чтобы в вашей голове были знания.
Кстати, когда готовитесь дома, не зубрите наизусть страницу за страницей. Лучше выделяйте основные тезисы, запоминайте их, а «воды» нальете своими словами. Преподаватели любят не зубрил, а думающих и размышляющих (по теме!) людей.
Стоит ли делать шпаргалки? Если есть на это время, то однозначно да! Во-первых, в процессе ее изготовления информация лучше запоминается. Во-вторых, шпаргалка «греет душу» и придает уверенность, что очень важно на самом экзамене. О всяких современных технологиях изготовления шпор я в этом материале говорить не буду.
Итак, вы зашли в кабинет, вытащили билет, посмотрели на вопросы… и поняли, что именно это вы и не выучили. Подождите менять билет, это производит плохое впечатление и сразу снижает оценку будущего ответа на 1 балл. Подумайте, может, что-то вы все-таки знаете, вначале ведь всегда кажется, что дела плохи. А сядете готовиться — поймете, что не так страшен черт, как его малюют.
Нельзя признаваться, что вы чего-то не знаете. Даже если вообще «по нулям» — все равно отвечайте! Будьте находчивы, изобретательны, рассказывайте обо всем, что можно привязать к данной теме, и не забывайте о юморе. Расскажу один анекдот, не очень смешной, но поучительный. Студент сдавал экзамен по зоологии и выучил только один вопрос — про блох. Ему попадается вопрос о собаках. «Собака — это животное, у которого в шерсти водятся блохи. Блохи — это насекомые…», — и рассказывает. «Подождите», — говорит профессор, — «а что вы знаете про рыб?». «У рыбы нет шерсти, а если бы была, то в ней завелись бы блохи. А блохи, профессор, — это…»
Оценка определяется по первым десяти
Если профессор так увлекся разговором с вами, что сам начал отвечать на свой вопрос, не мешайте ему. Изредка только вставляйте реплики типа «да-да», «это верно», «именно это я и хотел сказать!». Практика показывает, что, выйдя из словесного экстаза, препод уже не помнит, кто из вас двоих вешал другому на уши умную лапшу, и на всякий случай оценку снижать не станет. В крайнем случае, повторите ему то, что только что услышали от него самого.
Пока шарики и винтики в мозгах лихорадочно вырабатывают план ответа, настройтесь на прием информации, которую выдает отвечающий перед вами. Ему могут задать дополнительный вопрос, либо его билет может перекликаться с темой вашего. Глядишь, и позаимствуете нечто полезное.
Если преподаватель загнал вас на край пропасти, предлагая выбрать один из двух возможных вариантов ответа, вас выручит подсознание — говорите то, что мелькнуло в голове первым. Можете краем глаза посматривать на коллег по несчастью — возможно, кто-то из них из альтруистических соображений покажет вам знаками, какой вариант правильный. Призовите на помощь универсальные солидные фразы «это диалектика», «это неоднозначно»
Если вам все-таки собираются поставить неудовлетворительную оценку (для кого-то это и «4» или что там по новой системе баллов), постарайтесь разжалобить экзаменатора таким образом: «Да… Конечно, вы правы, я и сам знаю, что отвечал плохо… Но в нашем селе (ауле) три года не было учителя по математике (литературе, квантовой физике)… Такая глушь… Простите… Я пойду», — и опустить очи долу. Хорошо, если при этом вы одеты в поношенный отцовский пиджачок и лапти (туфли из «Интертопа» и запах «Шанели», боюсь, сведут все усилия на нет). В крайнем случае, после получения двойки и окончания экзамена вы можете подать на апелляцию (запомните, как пишется — два «л»). Потерять — ничего не потеряете, а приобрести можете. А если экзамен вы точно провалили — может, это к лучшему? Возможно, это вообще не ваше призвание, и вам нужно пойти совсем по другой жизненной дороге? Решать вам.
А вообще-то, к каждому преподавателю нужен свой подход, ведь они тоже люди и тоже разные. Просто помните то, что я писала в начале: их цель — не «завалить» вас на экзамене, а выудить те крохи знания, которые есть в вашей голове. Удачи!