ССССВИССССТЯЩИЕ.
Например, среди двух-трехлетних говорунов встречается неправильное произношение свистящих звуков.
Это, как вы понимаете, звуки С, З, Ц.
Чаще всего встречается произношение этих звуков между зубами. Бываю, конечно, оригиналы, которые заменяют их на Т, Д, Ф, или что-нибудь еще впаривают.
Но мы их причуды игнорируем и стоим на своем. Нам милы только С, З, Ц.
Начинаем с удобного для работы положения языка — лежа. Лежа на нижней губе. Плоский язык, без бугорков и острых кончиков, лежит и НИЧЕГО не делает.
Вы ему стишки всякие смешные читаете, а он лежит. Как можно дольше сохраняя спокойное ровное состояние.
Потом начитается любопытное действо. Нежно, пальчиком…
Внимание!
Пальчики используются только родные языку, то есть не ваши, дорогие родители. Если только вы не хотите своих пальчиков, лишиться.
Так вот, пальчиком нежно запихивается кончик языка за нижние зубки.
Он, то есть язык, лежит теперь за зубами валиком, и опять НИЧЕГО НЕ ДЕЛАЕТ.
Попросите тихонько посвистеть — ССССССССССССС. При приоткрытом ротике, свист и получится тихий.
Положите на серединку языка зубочистку или другую тоненькую палочку, вдоль средней линии языка. Теперь можно цапнуть эту палочку верхними зубами и произнести более хищное СССССССССССС.
Звук должен выходить холодной струей и по подбородку стекать вниз.
Теперь поиграем.
Берете кусочек бумажки, сминаете до шарика, кладете на тарелочку или на что-нибудь на нее похожее.
Подставляете под детский подбородок шарик.
Не глядя на него, а устремляя взгляд вперед, улыбаясь (с правильной позой языка, за зубами) дует ваш речевых дел мастер на этот шарик со звуком СССССССС.
Целиться нужно точно вперед. Если шарик полетел в сторону, значит, язык лег неправильно, криво.
Нужно добиваться точного полета.
Так можно сбивать мишени или попадать в «ворота».
Вводить звук С нужно в речь так же, как и все другие исправленные звуки.
Сначала слоги.
Потом слова, где звук в начале, в середине или в конце слов.
Потом словосочетания, потом скороговорки.
И только потом можно ждать произнесение этого звука в свободной речи.
Напоминаю.
Звук может появиться в речи у ребенка только после свободного и быстрого проговаривания скороговорок. До этого он находится в работе и тренируется, тренируется.
Так что не мучайте дитя раньше времени.
Звук З отличается только звонкостью. Тут проблем нет.
Звук Ц требует дополнительной работы, так как состоит из двух звуков — Т и С. Поэтому, сначала чуть их разделяем, Т — С, Т-С, ТС, и постепенно, ускоряя темп, соединяем до Ц.
Вводится в речь так же, как и С.
ВСССЕ.