— А я думал, это твой щенок, — удивился я, и у нас завязался разговор. Собеседник хотел бы взять щенка домой. Но мама пояснила, что у них кот, будут драться. Тогда я спросил:
— Знаешь, почему собаки гоняются за кошками?
Он не знал, и мама не знала. Как выяснилось вскоре, никто в маршрутке не знал. Говорю:
— Когда к кошке пристаёшь, а ей не нравится, что она делает хвостом? Виляет из стороны в сторону. Если быстро виляет, то сейчас цапнет. А когда собака так машет, это значит, наоборот, что она твой друг.
Мальчик и мама запомнили. Продолжаю с паузами, чтобы успевали понимать:
— А кошка, если хочет показать дружбу, идёт к тебе с поднятым хвостом. Но посмотри на собак: у каких хвост вверх? У маленьких. Они держат его колечком, потому что хотят казаться больше. И представь теперь, встречаются кошка и собака. Кошка поднимает хвост: хочу дружить. А собаке кажется: какая-то малявка угрожает, что она большая и сильная. Немедленно наказать! Собака бросается, кошка удирает.
Мама с удовольствием спросила:
— Вы биолог?
— Да какой биолог! — отмахнулся я. — Близко не был. Вот вам ещё, чтобы лучше понимали своего кота. Если кончик хвоста приподнят — кошка заинтересована. Если сидит, обвив лапки хвостом, а со стула он может и свисать, — кошка довольна окружающим миром.
Я мог бы много рассказать о котах и кошках, живших у меня в разное время, но это было бы не для короткого дорожного разговора и сложно для дошкольника…
Не забуду кота Тимошку, выросшего у меня на глазах: он спал под лампой и первое время ловил мой шуршавший карандаш лапкой. Мы с ним потом чуть не на философские темы рассуждали. Конечно, он изъяснялся хвостом, телодвижениями, усами и ушами, мяуканьями разного тона.
Однажды иду, он навстречу из кустов: «О, ты домой? Пойдём вместе, с тобой безопаснее». Пошёл впереди меня. Я свернул на другую тропинку, он остановился и недоумённо спросил: «Ты куда? Договаривались же». Отвечаю: «Иди. Подожди меня на крыльце. А я схожу в булочную и приду». Тимошка хвост трубой и вперёд. Я обогнул дом, пришёл с другой стороны. Кот, как ему сказано, сидит у двери подъезда, хотя мог подняться до квартиры.
В маршрутке женщины запросили: «Ещё что-нибудь расскажите». Ну, про что бы?.. Надо ведь, чтобы дошкольнику было интересно и понятно. Спрашиваю:
— А ты знаешь, что воробьи тоже бывают мальчики и девочки?
По его удивлённым глазам стало ясно, что ему это в голову не приходило. Дальнейшее показало, что и взрослые не умеют различать. Птички и птички, и кому больно надо, какого они пола…
— У воробьёв-мальчиков спереди тёмное пятно. Дело в том, что многие мальчишки не умеют себя вести за столом, проливают на рубашку то суп, то компот. Получается пятно. А если воробей чистенький — это девочка.
И тоже я мог бы порассказать о птицах. Ко мне на балкон кто только не летает: синицы, дятел, галки, голуби, вороны, сорока, чайка. По ночам мимо мелькает летучая мышь. В пору, когда воробьи выкармливали птенцов, они заявлялись стайками и, по-моему, исключительно папы. Один унёс тонко отрезанный кусок батона размером с половину себя. Представляю, как гордо он положил эту пластину перед супругой с детьми. Трудяга, добытчик! Ещё папаша (не этот, с другого дерева) привёл дочку. Все суетятся, а она сидит на хвосте, раскрыв клювик. Летать научилась, а клевать ещё нет. Отец и сам ест, и ей суёт. Вместе и улетели в гнездо.
Раз уж разговор зашёл о девочках, то мы, мужчины, не могли эту тему не обсудить.
— Ты замечал, что в сказках побеждают добрые? Вот возьми Бабу-Ягу — она когда-нибудь побеждает? Никогда. А Кощей Бессмертный? Тоже никогда. Змей Горыныч? Ему каждый раз отрубают три головы. Змеев Горынычей не напасёшься на все сказки… Только один добрый погиб.
От неожиданности слушатель затаил дыхание и спросил:
— Кто?
— Колобок, — сказал я и вздохнул. — Он ведь никому не сделал ничего плохого. А знаешь, какую ошибку он совершил?
— Какую? — вопрос почти шёпотом.
— Когда он от дедушки и бабушки ушёл, ему кто первый встретился?
— Заяц.
— Заяц кто, мальчик или девочка?
— Мальчик.
— Потом кто встретился?
— Волк.
— Он кто?
— Мальчик.
— А потом?
— Медведь. Мальчик.
— Мальчик, дядя. А кто Колобка съел?
— Лиса.
— Она кто?
— Девочка.
— Во-от! Пока Колобок разговаривал с мальчиками, всё было хорошо. А встретил девочку — пропал. Поэтому нам, колобкам, от девочек надо держаться подальше. Хитрые они, коварные.
Тут подоспела моя остановка. Я вышел, оставив пассажиров с улыбками. Женщины не успели ответить на подковырку. У мальчика на лице читались изумление от услышанного и сожаление о том, что необыкновенные сведения кончились.