Что же предлагает своим воспитанникам лучший муниципальный садик в районе, с самыми хорошими отзывами родителей, с художественно-эстетическим и спортивным уклоном?
Нас всех учили понемногу
В садике есть бассейн (видимо, поэтому и спортивная специализация), но посещать его будут дети только с трех лет и максимум два раза в неделю. Для меня это удивительно — ведь известно, что плавание укрепляет иммунитет, так сильно страдающий особенно в первые месяцы посещения детского сада. Кроме этого, чем раньше дети начинают плавать, тем лучше и быстрее у них это получается. Например, мой ребенок плавает с года (а у некоторых с рождения) и очень любит занятия в бассейне, что могло бы значительно облегчить привыкание к детскому саду, стимулировать интерес к его посещению.
Музыкальные занятия проводятся для ясельной группы не больше десяти минут, и то после месяца адаптации. У логопеда даже дополнительные платные занятия с малышами начинаются лишь после нового года, причем кастинг в свою группу он проводит самостоятельно. Для меня это странно, ведь занятия с логопедом нужны не только для коррекции речи, но и для ее развития.
Прогулки начинают практиковать не сразу — трудно всех одеть-раздеть, а потом за всеми усмотреть.
По факту получается, что в самый трудный адаптационный период малыш лишен того, что могло бы мотивировать его к посещению детского сада — бассейна, увлекательных музыкальных занятий, интересных игр на свежем воздухе. Остается — натаскивание на режимные моменты, «дрессировка» навыков самообслуживания, знакомство и общение со сверстниками, воспитателями.
Удивительное рядом
Из фраз, которые меня изумили: «В ясельной группе будет один праздник — Новый год, но родителей мы не приглашаем. Дети будут плакать. Чему к этому времени научим — посмотрите на видео, если организуете съемку».
На празднике — детские слезы, вместо веселья и радости. Для кого тогда устраивается «показательное выступление», для очередной галочки в учебно-воспитательном плане?
Заставили задуматься и воспитатели: «Не устраивайте скандалов по мелочам — синякам, шишкам, царапинам. И в случае если вещи вашего ребенка наденем на другого».
Выходит, систематически избитый, поцарапанный малыш должен восприниматься мамой как обычное дело, пустяк. Ясно, что маленький человечек может упасть или подраться, но этого же надо стараться избежать и, как минимум, рассказать родителям, почему так произошло.
Отношение к чужой одежде как к общественной меня смутило: во-первых, не гигиенично и вредно для здоровья. Например, своему ребенку, зная о его чувствительной коже, я стираю особым порошком, от любого другого — раздражение обеспечено. Во-вторых чувство собственности и понимание «чужое — свое» в малыше такой подход убивает, и впоследствии дети так же берут то, что им хочется, ведь «все кругом колхозное — все кругом мое». Родители удивляются — отчего в начальной школе часто детское воровство цветет и пахнет, почему ребенок разницы не понимает, где его карандаши, а где соседа. Очевидно, ларчик просто открывается — все мы родом из детского сада.
«Подпишите тапки ребенка, а то нам тяжело найти его шкафчик, чтобы на прогулку собрать», — ноу-хау воспитателей. Зачем спрашивать самого малыша и имя его запоминать, когда на подошву обуви посмотрел — и все в порядке.
Более всего шокировала фраза из категории «неожиданно для коммунистов наступила зима», судите сами: «По списку 23 ребенка в группе, кроваток хватит лишь на 21, больше физически не вмещается, но не беспокойтесь — дети никогда все не приходят».
А если придут, вполне вероятно, будут спать с кем-то вместе, зачем же санитарно-гигиенические условия соблюдать — проверки уже прошли. Были прецеденты в другом садике, по рассказам очевидцев, — одна воспитанница детского сада успела за неделю в пяти чужих кроватках поспать, пока родители скандал не устроили и раскладушку в игровую комнату не купили.
Всем понятно, какую огромную роль играют те люди, которые будут находиться рядом с малышом в группе, заботиться о нем, воспитывать, обучать. Во все времена дети с большим удовольствием шли в детский сад, если там была любимая ими воспитательница и нянечка. Безусловно, счастье для родителей и ребенка — найти «своего» воспитателя, особенно сегодня.
Мизерная зарплата, отсутствие льгот, престижа профессии, бюрократическая волокита при аттестации на повышение категории привели к печальной ситуации: зачастую лучшие педагоги раннего развития работают в частных садах и в качестве гувернанток. С помощниками воспитателей положение еще более удручающее — они либо вовсе отсутствуют, либо сами родители, чтобы устроить свое чадо в дошкольное учреждение, идут трудиться воспитателями, либо жены гастарбайтеров.
Читая данный анекдот, понимаешь — не было бы так смешно, если не было бы так грустно: «Бывший заключенный из колонии строгого режима нигде не смог найти работу, кроме как нянечки в детсаду. Через две недели приезжает комиссия с проверкой и видит, что во всех группах бардак, грязные, дерущиеся дети, и только одна группа образцово-показательная — чистота, порядок, детки на прогулке гуляют по кругу, друг за другом, а нянечка стоит в центре и наблюдает:
- Иванов, ты что, описался?
— Зачем мне мокрое дело шьешь, начальник?»
Итак, вне всякого сомнения, родительское решение — отдавать ли ребенка в детский сад — во многом определяется их личным опытом и житейской ситуацией. Стоит помнить о предназначении детских садов, которое, по мнению их создателя Фребеля, состоит в том, чтобы укреплять тело, развивать мозг, закалять дух детей.
Справится ли с поставленной задачей современный детский сад — жизнь покажет.