Дистанционное образование: насколько оно эффективно?

Реклама
Дебютант

В далеком 1989-м получить степень MBA (Master of business administration), обучаясь при этом дистанционно, было достаточно трудно — во всем мире существовало всего 5 образовательных программ, имеющих соответствующую аккредитацию. Но уже в начале XXI века в базе данных ведущих мировых справочников по образованию подобных программ значилось более сотни.

Дистанционная форма обучения становится все более популярной и активно используется в наши дни как для получения основного образования (в т.ч. и школьного), так и для повышения квалификации сотрудников компаний.

Обучение на расстоянии имеет ряд значительных преимуществ, по сравнению с традиционной очной формой:

  • оно игнорирует расстояния между городами, странами, континентами;
    Реклама
  • свободный график удобен для работающих студентов;
  • люди с ограниченными возможностями получают шанс занять достойное место в жизни и т. д.

Тем не менее специфика образовательного процесса, отсутствие четкой системы контроля постоянно ставит вопрос: «Насколько такое обучение эффективно? Способно ли оно подготовить высококвалифицированных специалистов, востребованных на современном рынке труда?»

Социологические исследования, проведенные в США и Канаде, показали, что студенты очной и дистанционной формы обучения не уступают друг другу по общему уровню подготовки. Частные различия между исследуемыми группами наблюдаются по тем параметрам, которые непосредственно определяются спецификой учебного процесса.

Реклама

  • Так студенты, обучающиеся дистанционно, имеют больший объем теоретических знаний и лучше понимают современные технологии.
  • В свою очередь, студенты-очники более эффективно используют полученные знания на практике и легче налаживают социальные связи.
  • При этом, в среднем, студенты обеих исследуемых групп показали положительные результаты по всем параметрам, характеризующим уровень учебной подготовки.

На основании результатов исследований западные социологи делают вывод, что дистанционное образование в настоящее время вполне способно стать альтернативой традиционной практике ежедневного посещения вузов. Конечно, различия между очной и дистанционной формой обучения велики, и они могут стать причиной неудач в освоении учебной программы. Но в среднем навыки и знания, получаемые в процессе обучения как в первом, так и во втором случае, одинаково ценны и востребованы в профессиональной практике. Индивидуальные качества, жизненная ситуация — то, чем определяется предпочтительность той или иной формы обучения.

Реклама

Важный фактор, который следует учитывать абитуриенту — отношение общественности к системе дистанционного образования. Далеко не все директора, менеджеры по персоналу готовы воспринимать специалиста, обучавшегося дистанционно, в качестве равного коллегам, обучавшимся по дневной форме. Согласно статистике, даже наличие у соискателя степени MBA не является панацеей от негативных стереотипов работодателей.

Скептицизм становится незначительным, если учебное заведение, выдавшее диплом, известно потенциальным работодателям. Этот момент очень важен: аудитория студентов, обучающихся по программам дистанционного образования, не ограничена территориальными рамками, но наибольшие шансы при трудоустройстве имеют те выпускники, которые планируют жить и работать в географической близости от учреждения, предоставляющего образование.

Реклама

Исключением являются университеты (институты, колледжи), пользующиеся огромной популярностью за пределами региона или даже страны. Статус выпускников таких учреждений в большинстве случаев непререкаем.

При всей своей перспективности дистанционное образование в наши дни лишь получает всемирное признание и относительно недавно приобрело технологическую базу, позволившую конкурировать с очной формой обучения. Ближайшие десятилетия покажут, сможет ли новомодная тенденция пошатнуть устоявшийся авторитет старой школы, а новые технологии — заменить многовековую практику ежедневного общения наставника и ученика.

Реклама