Дистанционная форма обучения становится все более популярной и активно используется в наши дни как для получения основного образования (в т.ч. и школьного), так и для повышения квалификации сотрудников компаний.
Обучение на расстоянии имеет ряд значительных преимуществ, по сравнению с традиционной очной формой:
- оно игнорирует расстояния между городами, странами, континентами;Реклама
- свободный график удобен для работающих студентов;
- люди с ограниченными возможностями получают шанс занять достойное место в жизни
и т. д.
Тем не менее специфика образовательного процесса, отсутствие четкой системы контроля постоянно ставит вопрос: «Насколько такое обучение эффективно? Способно ли оно подготовить высококвалифицированных специалистов, востребованных на современном рынке труда?»
Социологические исследования, проведенные в США и Канаде, показали, что студенты очной и дистанционной формы обучения не уступают друг другу по общему уровню подготовки. Частные различия между исследуемыми группами наблюдаются по тем параметрам, которые непосредственно определяются спецификой учебного процесса.
- Так студенты, обучающиеся дистанционно, имеют больший объем теоретических знаний и лучше понимают современные технологии.
- В свою очередь, студенты-очники более эффективно используют полученные знания на практике и легче налаживают социальные связи.
- При этом, в среднем, студенты обеих исследуемых групп показали положительные результаты по всем параметрам, характеризующим уровень учебной подготовки.
На основании результатов исследований западные социологи делают вывод, что дистанционное образование в настоящее время вполне способно стать альтернативой традиционной практике ежедневного посещения вузов. Конечно, различия между очной и дистанционной формой обучения велики, и они могут стать причиной неудач в освоении учебной программы. Но в среднем навыки и знания, получаемые в процессе обучения как в первом, так и во втором случае, одинаково ценны и востребованы в профессиональной практике. Индивидуальные качества, жизненная ситуация — то, чем определяется предпочтительность той или иной формы обучения.
Важный фактор, который следует учитывать абитуриенту — отношение общественности к системе дистанционного образования. Далеко не все директора, менеджеры по персоналу готовы воспринимать специалиста, обучавшегося дистанционно, в качестве равного коллегам, обучавшимся по дневной форме. Согласно статистике, даже наличие у соискателя степени MBA не является панацеей от негативных стереотипов работодателей.
Скептицизм становится незначительным, если учебное заведение, выдавшее диплом, известно потенциальным работодателям. Этот момент очень важен: аудитория студентов, обучающихся по программам дистанционного образования, не ограничена территориальными рамками, но наибольшие шансы при трудоустройстве имеют те выпускники, которые планируют жить и работать в географической близости от учреждения, предоставляющего образование.
Исключением являются университеты (институты, колледжи), пользующиеся огромной популярностью за пределами региона или даже страны. Статус выпускников таких учреждений в большинстве случаев непререкаем.
При всей своей перспективности дистанционное образование в наши дни лишь получает всемирное признание и относительно недавно приобрело технологическую базу, позволившую конкурировать с очной формой обучения. Ближайшие десятилетия покажут, сможет ли новомодная тенденция пошатнуть устоявшийся авторитет старой школы, а новые технологии — заменить многовековую практику ежедневного общения наставника и ученика.