Вот и раскрыта интрига, всем стало понятно, что речь идет о голосе. Однако многие по молодости лет «трудятся» над ним совсем иначе. Известно, что курение и просто табачный дым, постоянный надрыв и переохлаждения влияют на голос убийственно.
Иногда, правда, это случается не по вине хозяина, но так или иначе голос скрипучий, надтреснутый, свистящий или хриплый, конечно же, связывается у нас в сознании со старостью.
История хранит для нас множество примеров, когда профессиональные певцы обладали великолепными звучными голосами до глубокой старости и продолжали выступать перед публикой до смерти.
О чем это свидетельствует? О том, что тренированный голосоречевой аппарат дольше сохранит молодым и приятным ваш голос. А несоответствие голоса внешности может «провалить» политическую, да и любую другую карьеру.
Совсем недавно я столкнулась с подобным несоответствием на просторах Интернета. Аудио-, да и видеоуроки в сопровождении голоса автора здесь получили большое распространение. Так вот, пришлось мне недавно воспользоваться таким уроком, потому что технические тонкости для меня — дебри. Автор, сопровождавший скриншоты голосом, произвёл на меня впечатление толкового и очень пожилого человека. Каково же было моё изумление, когда, открыв графу «об авторе», я обнаружила там фото симпатичного мужчины не старше сорока!
Теперь вы понимаете, что побудило меня написать эту статью и поведать о типах звукоизвлечения?
Звук при различных типах звукоизвлечения может быть, говоря профессиональным сленгом, открытым, плоским и округлым (это основные). Они все имеют право на существование как различные манеры исполнения, но идеал речевого звука — «округлый и объёмный».
Что же придаст нашему голосу такой характер? Куполообразное верхнее нёбо и развитые скуло-челюстные мышцы. Вот их-то я и научу вас развивать. Кстати, их развитие полезно не только для голоса, это еще профилактика развития второго подбородка и храпа.
Первое из них я называю «Обезьянки».
Знаете анекдот про обезьянок, сидящих под дождём? У одной из них нижняя челюсть выдвинута вперёд относительно верхней, и она спрашивает соседку: «Тебе в рот капает?» Но вторая отвечает: «У-у». Потому что у неё нижняя челюсть сдвинута в противоположную сторону — назад. Вот и попробуйте попеременно изображать то первую, то вторую обезьянку. Повторяйте 8 раз на каждом занятии.
Второе упражнение — это плавное движение нижней челюстью вправо-влево.
А третье заключается в том, чтобы в положении слегка запрокинутой назад головы натягивать нижнюю губу на верхнюю. Почувствовали натяжение мышц? Прекрасно!
Ну и в завершение — о куполе, который нужно научиться создавать своим верхним нёбом. Этот купол, подобно куполу храма или парашюта, сделает звук «округлым и полётным». На нашем верхнем нёбе тоже есть мышцы, потренировав которые, можно почти постоянно удерживать его в таком положении. Попробуйте искусственно вызвать зевок — и вы почувствуете, как ваше нёбо поднимается. Вот и весь секрет.
Теперь после вдоха, в момент задержки дыхания, всегда проверяйте купол нёба перед тем, как издать «круглый и полётный» звук.
Желаю вам опорного дыхания и мелодичного звучания.