Нас окружают миллионы оттенков — но видим ли мы их по-настоящему? Воспринимаете ли вы гармоничные и конфликтные сочетания цветов? Помните ли цвет глаз своих друзей? Часто ли поднимаете взор к небу? Замечаете, что предметы отбрасывают цветные тени? Видите ли, как меняются цвета при еле заметной перемене освещения? Вам по-прежнему кажется, что небо синее, а трава зеленая?
Вглядитесь: они переливаются сотнями оттенков! Художник, сотворивший мир, не пожалел красок.
И другие художники вслед за Творцом вновь и вновь создают свои миры: на бумаге, холсте, ткани, фарфоре, стекле… Как у них получается творить такую красоту?
…В начале прошлого века художник и педагог Иоханнес Иттен сделал поразительное открытие: художники с разными типами внешности предпочитают писать разными цветами.
При желании понять ориентацию художника, — утверждает он, — важен не только цвет его волос, глаз и кожи — самой существенной является «аура» данной личности.
Светловолосые, голубоглазые ученицы с розовой кожей лица, как правило, работают очень чистыми цветами. Люди с черными волосами, темной кожей и темно-коричневыми глазами главную роль отводят черному цвету, а чистые цвета даются в сопровождении черного. Ученица с рыжими волосами и розовой кожей предпочитала работать интенсивными цветами: желтым, красным и синим в их контрастном звучании.
Формирование художника должно из его субъективной предрасположенности к определенной цветовой гамме и формам. Они раскрывают путь к познанию индивидуальных особенностей ученика. Помочь найти присущее ему тяготение к тому или иному цвету или форме — значит, помочь ему открыть самого себя.
Реклама
Вот почему простое рисование с натуры без учета предпочтений рисующего может скорее отвратить, чем вдохновить. И прежде, чем изучать объективные законы цвета, следует научиться выражать свою личность.
Практика
Давайте напишем две картины.
Конечно, вам понадобятся кисти и краски. Для начала подойдет обычный школьный набор гуаши и пара кисточек: тонкая и толстая. Для палитры отлично подойдет старая тарелка.
(На рабочее место лучше постелить клеенку, чтобы не пачкать его краской — она почему-то всегда растекается! А если художник пытается работать как можно аккуратнее, живопись ему вскоре опротивеет.)
Итак, краски и кисти лежат на столе, девственно-белоснежная палитра ожидает превращения в волшебный алхимический сосуд, стакан с водой для мытья кистей полон. Вы поставили любимую музыку и выбрали свободное пространство и уединенное время. Можно начинать.
Раскройте баночки или тюбики с красками и выдавите их понемногу на палитру. Затем возьмите кисточку и начинайте их смешивать, создавая новые цвета и оттенки.
Не думайте о правильности и гармонии: станьте художником и творцом. Побудьте ребенком и просто поиграйте! Если новый оттенок вам понравился — нанесите его на бумагу, чтобы запомнить. Если получится «грязь» — не беда, ее всегда можно смыть.
Когда вы вдоволь наиграетесь — пора приступать к картине.
Возьмите лист бумаги и напишите: «Мои любимые цвета»
А теперь рисуйте. Минут за 20−30 вы вполне справитесь.
Закончив картину, оставьте ее сохнуть, смените воду в стакане для мытья кистей, вымойте палитру, поставьте другую музыку, возьмите новый лист бумаги и напишите:
Напишите картину вашими нелюбимыми цветами.
Обязательно сохраните обе картины — вскоре вы продолжите знакомиться со своими цветовыми пристрастиями. Вам предстоит выразить свои чувства в цвете, а также написать картины «Времена года». Но это будет через несколько дней.
Сегодня же заведите папку для своих работ, дождитесь, пока ваши картины высохнут, подпишите их и поставьте число, дабы облегчить жизнь искусствоведам будущего.
Поздравляю вас с первыми шагами на пути художника!