1. Развитие индивидуально.
Чем дальше я занимаюсь, тем больше понимаю, что мозг работает аналогично мышцам. Он развивается («накачивается») от занятий. Он воспринимает разные области знаний (разные упражнения) по-разному. Одни темы ложатся в голову хорошо, другие вызывают трудности. Мозг можно перенапрячь («потянуть»). Прогресса каждый человек достигает сам. Можно найти лучших преподавателей (тренеров), создать идеальные условия (прекрасный спортзал), но достичь понимания и уложить материал в голове человек способен только самостоятельно. Знания не передаются напрямую, так же как и навыки тренера не передаются спортсмену.
Иногда мне бывает грустно, когда не могу переложить свое понимание в голову другому, или досадно, когда сама не могу понять чужих объяснений. Но так сделано.
2. Слушать ли музыку во время занятий?
Большинство людей, занимающихся интеллектуальным трудом, знают, как создать условия для своего мозга. Некоторые пьют чай, некоторые отдыхают каждый час, тщательно выбирают стул или одежду, кто-то слушает музыку или ходит по комнате, кто-то отвлекается на гимнастику или общение. Я, например, отвлекаюсь каждый час, немного хожу, стараюсь развеяться, перекусываю. Очень полезно подобрать для себя такие условия, чтобы вы могли нормально, с хорошей отдачей работать 3−4 часа. Чтобы вы ни делали — это хорошо, если ваш результат хорош: вы полноценно трудитесь, удерживаете внимание, понимаете новое.
Думаю, что не надо изображать усердие, стремиться сидеть неподвижно, в тишине и не отвлекаясь. Нужно искать условия для себя и отвечать за результат.
3. Не перенапрягайте мозг!
Каждый человек, занимающийся интеллектуальным трудом, знает признаки своей усталости. Он чувствует, стоит ли ему прекратить работу или нужно как-то улучшить свое состояние. Главное — не ругать себя и не перенапрягать мозг. Как в тренировках: зайти чуть дальше своих возможностей — полезно, а резко перетренироваться — вредно. Например, про себя я знаю, что при лёгкой усталости начинаю ошибаться в вычислениях, затем при сильной усталости или в изучении сложной темы путаю цифры и знаки (не хватает умственных ресурсов). Тогда мне помогает отвлечься, походить, покурить, выпить чаю. Следующая стадия наступает, когда меня начинает клонить в сон: тут надо прекращать работу. Примеры, которые совершенно не даются мне усталой, часто легко решаются на следующий день на свежую голову.
4. Проблемы профессионалов.
Есть такая грустная закономерность: чем глубже понимаешь предмет, тем больше простых действий делаешь «на автомате». И уже не понимаешь, в чем может быть проблема у другого человека — начинающего. Ощущаешь себя так, как будто родился с умением складывать дроби или решать квадратные уравнения. Понимание предмета становится более глубоким, зато контакт с учеником ухудшается. Недавно я спросила у моего репетитора по литературе, в каких случаях «также» пишется слитно, а в каких — раздельно. «Это понятно», — ответил он. Союз «также» пишется слитно, а наречие «так же» — раздельно". «Но как отличить одно от другого?» — поинтересовалась я. «Это же очевидно!» — воскликнул он. Да, ему — профессиональному филологу — очевидно, а мне — нет. Значит ли это, что я глупая? Нет, конечно. Это подзабытая мною область, я буду стараться и, рано или поздно, пойму. Главное — не волноваться, иметь терпение и целеустремлённость. Днем раньше, на вопрос ученика про сложение дробей мне хотелось воскликнуть: «Как можно этого не понимать?! В чем тут может быть сложность?» Я, конечно, ничего не сказала, потому что знаю, как «очевидные» вещи могут быть непонятны.
Итак, советы:
1. Любите себя в интеллектуальном труде, изучайте особенности своего мышления.
2. Ищите оптимальный для вас режим работы.
3. Создайте запас маленьких радостей и бонусов, с помощью которых вы сможете награждать и стимулировать себя.
4. Научитесь узнавать ситуации, в которых лучше прекратить работу.
5. Ориентируйтесь на результат: хороши все способы, которые позволяют вам полноценно мыслить и понимать новое.