Им трудно осознать отношения между общими и частными понятиями, установить связь между частями целого (особенно, если предложить текстовой материал). Эти сложности можно объяснить, в основном, неумением обдумать предложенное задание, сосредоточиться на нём, рассеянным вниманием.
Эти дети особо подвижны, не могут весь урок сидеть за партой, часто встают и ходят по классу среди урока. Хаотичность и «неуправляемость» их движений ярче видна на уроках письма, рисования, ручного труда, то есть тогда, когда нужна целенаправленная работа.
Дело в том, что такие дети ещё не научились формировать отношение к ситуации, не умеют контролировать своё поведение, подавлять импульсивные желания. И, конечно же, они требуют особенного внимания и помощи. От взрослых требуется чёткая организация их работы, терпеливое приучение их к самостоятельному мышлению.
Эти дети быстро устают, поэтому не нужно заставлять ребёнка подолгу сидеть за работой. Если за 25−30 минут не удалось выполнить задание, сделайте перерыв: дайте ребёнку возможность отдохнуть, подвигаться. Приучать к самоконтролю надо без лишней строгости и назидательности, в форме, близкой к игре: а какую отметку ты бы сам себе поставил? А почему нельзя пятёрку? Четвёрку?
Игра занимает большое место в жизни ребёнка, и именно её можно использовать для преодоления отставания. В каждой игре существуют правила, которым ребёнок должен следовать. Так постепенно вырабатывается умение подчинять своё поведение требованиям педагога, формируются волевые качества, необходимые в обучении. Приглядитесь к тому, как играют ваши дети!
В детских садах воспитанников старших групп специально готовят к школе. В семье же часто к семилетнему ребёнку относятся, как к несмышлёнышу. Поэтому черты его незрелости могут остаться незамеченными до момента, пока ребёнок не переступит порог школы.
Очень важно воспитывать у детей чувство ответственности за порученное дело. Пусть это будет какое-нибудь маленькое задание по дому, уход за щенком или выполнение определённой роли в игре. Здесь важна не только исполнительность, но и интерес к результатам собственного труда, готовности и умения преодолевать препятствия.
Педагоги отмечают, что, помимо задержки психического развития, источником бед нередко становятся различные нейропсихологические отклонения. Очень часто детям в школе мешает несовершенство моторики, особенно нечёткость мелких движений. Развивать их помогают такие любимые детьми занятия, как рисование, лепка из пластилина. Ручной труд, умение обращаться с ножницами, красками, клеем, иголкой, аккуратно вырезать из бумаги, делать простые аппликации помогают совершенствовать координацию движений.
Для нормального формирования речи требуется так называемый фонематический слух, то есть умение чётко различать звуки человеческой речи. Дети с тяжёлыми нарушениями фонематического слуха плохо понимают чужую речь и плохо говорят сами. Эти расстройства, конечно, становятся очевидными рано, и такого ребёнка определяют в специальную школу. Но о незначительных нарушениях родители могут и не знать, часто не догадываются о них и педагоги. А ребёнку трудно даются чтение и письмо, он упорно делает, казалась бы, необъяснимые ошибки: вместо «сентябрь» пишет «сендябрь», вместо «липы» — «либы».
Дефекты фонематического слуха мешают различать звонкие и глухие, шипящие и свистящие звуки, затрудняя освоение грамоты. Но в лёгких случаях они преодолимы, если, конечно, с ребёнком будут индивидуально заниматься педагог, родители, логопед.
Трудности в учёбе возникают и у детей, страдающих расстройствами зрения, слуха и речи. И опять, когда эти расстройства выражены явно, меры обычно принимаются, а небольшие нарушения нередко проходят незамеченными. И задержка развития, и нарушение физического состояния, и несовершенство зрения и слуха, и другие расстройства, мешающие ребёнку успешно учиться, поддаются исправлению. Задача родителей — объединить свои усилия с педагогом и врачом. А самое важное — проявить много терпения, внимания, любви к маленькому человеку.