Для осуществления акта мышления нужно произвести ментальное действие над образом или мыслеформой (в дальнейшем — образ), а именно:
1. Изменить образ — внести несуществующие количественные, качественные, объектные и другие характеристики в этот образ.
2. Создать образ (функция воображения).
3. Переместить образ (ы) или их характеристики (качества и свойства) в пространстве, времени и/или относительно друг друга.
4. Классифицировать под образ-представление либо индивидуализировать из образа-представления.
5. Установить причинно-следственные связи в образах.
6. Увидеть и/или понять образ (функция органов чувств и внимания).
7. Любая комбинация из вышеперечисленного.
Все эти действия свойственны не только человеку, но и всему живому миру в той или иной степени.
Однако язык позволяет все это назвать. Что, в свою очередь, облегчает и ускоряет мышление. Хотя на этот счёт идут нескончаемые споры.
Итак, единственное, что позволяет нам язык — это назвать образы и мыслительные операции, которые мы с ними осуществляем. Именно назывная, или номинативная, функция языка является самой важной и самой энергозатратной. Формирование образа-представления требует многократного восприятия схожих образов и выделения их схожих характеристик. У человека этот процесс сопровождается наложением
Не секрет, что большая часть наших действий и мыслей протекают под управлением так называемого динамического стереотипа. Так мы экономим наши ресурсы — энергетические и временные. Это разумно с точки зрения организма, которому не угрожает опасность: если данное поведение позволяет выжить и неплохо себя чувствовать, значит, всё точно так должно идти и дальше. Здесь царствует динамический стереотип и в действиях, и в мышлении.
Каждый день большинство делает, думает и говорит одно и то же, до тех пор, пока существует комфортный баланс в жизни. Для обслуживания такой жизни существуют устойчивые выражения и фразы для различных ситуаций. Зная их и научившись немного комбинировать, мы можем всю жизнь прожить, чувствуя себя абсолютно комфортно в общении. Именно к этому стремится подавляющее большинство, приступая к изучению английского языка… Но спотыкается и падает, так и не добравшись до заветной цели.
Это происходит из-за отсутствия самого главного фактора — реальной повторяющейся жизненной ситуации, требующей от вас речевого акта (услышать, понять и сказать). Те учебные ситуации, которые изучались на уроках английского языка, никогда не были пережиты и прочувствованы. О формировании динамического речевого стереотипа при таком раскладе не может быть и речи. Однако давайте подумаем, нужен ли он нам? Нужно ли нам идти вразрез с требованиями нашего организма, пытаясь заставить его осуществлять неоправданно энергозатратную деятельность по формированию устойчивых рефлекторных номинативных связей между образами и словами английского языка, которые никогда не будут использоваться?
Вопрос неправильный. Вы не сможете добиться реального прогресса, идя вразрез требованиям, диктуемым самой природой человека. Нужно дружить с собой, а не насиловать. Нужно включить английский язык в мыслительный процесс и ежедневную деятельность на постоянной основе. Сравните свои отношения с изучаемым языком с супружескими отношениями — их нужно развивать и поддерживать всю жизнь.
Давайте посмотрим, как это можно сделать на уровне пассивного (слушание и чтение) и активного (говорение и письмо) использования английского языка в условиях отсутствия языковой среды.
Вначале научитесь отделять мысль от слова. Попробуйте почувствовать мысль. В большинстве случаев это и будут стандартные ситуации, вызвавшие её и требующие речевого акта. Сделайте паузу и мысленно проговорите вашу фразу на английском языке и только потом вслух на русском. Со стороны будет казаться, что вы неторопливый, рассудительный человек, взвешивающий каждое своё слово. Если вы затормозили и не знаете, как сказать эту фразу на английском, сделайте ментальную заметку и
Такая практика требует самодисциплины на первых порах. Но уже через несколько дней или недель (в зависимости от вашего уровня владения языком) вы привыкнете и эта практика станет частью вашей речевой деятельности. Это упражнение нужно выполнять каждый день до накопления 7 ментальных заметок, но не менее одного часа речевой деятельности.
Откажитесь минимум на год от телевидения, Интернета и книг на русском языке. Только английский язык должен окружать вас, когда это только возможно. Слушайте аудиокниги в транспорте, смотрите новости, фильмы и сериалы, гуляйте по Интернету, участвуйте в форумах, читайте книги
Старайтесь делать ментальные заметки (максимум четыре) при этой активности и переводить непонятные фразы по окончанию. Именно фразы — всегда старайтесь услышать незнакомое слово в связке с другим: прилагательное с определяемым существительным, глагол с существительным, наречие с глаголом. Так они запомнятся быстрее и в нужном контексте.
При работе с ментальной заметкой важно прежде всего вспомнить её. Если она не вспомнилась — ничего страшного, в следующий раз. Далее, вам необходимо правильно вслух произнести фразу, представляя её значение, увидеть незнакомое слово на ментальном экране и записать его, произнося вслух это слово по буквам. Затем ещё раз произнести всю фразу, представляя её значение и, возможно, ситуацию, в которой вы её можете употребить.
Начните ходить в клуб английского языка для разговорной практики или к репетитору. Главное, чтобы у вас была практика разговорной речи в реальной, а не учебной ситуации. Просто говорите на интересующие вас темы, готовьте доклады, участвуйте в дискуссиях. Минимум один раз в неделю по два часа.
Всё это можно начать делать уже через 10 занятий по постановке фонетики, изучив алфавит и базовые грамматические структуры. В среднем на это требуется от 20 до 50 часов индивидуальных занятий с репетитором.
Итак, не нужно ставить задачу научиться мыслить на иностранном языке. Важно уметь просто мыслить. А инструментарием для выражения ваших мыслей на любом языке, и в частности, на английском, можно овладеть достаточно быстро при наличии реальной мотивации и при понимании того, как и в каком объёме это можно сделать без насилия над собой.