Как поступить в театральный вуз?

Реклама

Проходит время, меняются обычаи, нравы, общественные правила. Неизменным остается лишь одно — при всех строях и правителях многие молодые люди всё так же мечтают стать актерами и актрисами. На этот раз в группе таких мечтателей оказался и я.

Как и другие факультеты «нормальных» вузов, театральный вуз перед поступлением устраивает для своих абитуриентов консультации. Происходит это, как водится, в начале лета. Эти консультации играют двойную роль: с одной стороны, на них молодежь узнает, что лучше готовить для поступления в ВУЗ. С другой — четко говорят, стоит ли вообще человеку учиться на актера.

…Оказалось, что я тысячу раз проходил мимо этого невысокого здания. Даже не подозревая, что в нем учатся актеры. В холле я прочитал информацию для поступающих. Оказывается, первая консультация должна была начаться через неделю. И уже к ней абитуриентам неплохо было бы выучить некоторое количество поэзии и прозы. Махнув на это дело рукой (мне ли, журналисту, не знать поэзии и прозы!), я пришел через неделю, ничего не прочитав. И очень напрасно, как выяснилось позднее.

Реклама

Основную массу абитуриентов составили девушки. Соотношение было примерно таким: на 20 девочек было 5 мальчиков. Преподаватель сразу же «успокоил» дам, сказав, что конкурс у девочек будет жестче. Правда, оговорился: «Талантливых, безусловно, возьмем».

Нам объяснили, какие документы необходимы для поступления, и на этом бюрократическая часть закончилась. Далее шла уже собственно та лирика, ради которой большинство сидящих в классе молодых людей сюда и пришло.

Преподаватель рассказал, что главное — это выбрать то произведение, которое цепляет именно тебя, трогает до слез, заставляет колотиться сердце. Вовсе не обязательно оригинальничать, учить японские хайку и отыскивать произведения аргентинских писателей. Можно прочитать уже, казалось бы, затертое стихотворение Пушкина так, что даже самые матерые члены экзаменационной комиссии растрогаются.

Реклама

Вечер самодеятельных чтецов

Недолго думая, преподаватель сразу решил перейти к практике и предложил нам прочитать уже подготовленные произведения. Это предложение вызвало некоторый ступор в наших рядах. Так хорошо было сидеть и слушать, как приятно и четко артист-преподаватель рассказывает о нашем светлом будущем. И как сложно было выйти перед всеми и выступить.

Реклама

Но опять же (слава им за прилежание!) нас выручили девочки. Они, естественно, выучили целую кучу стихов и прозы. И не замедлили выйти на «сцену». Учитель несколько раз прерывал выступающую девочку, заставлял ее читать разные стихотворения. Стремясь, видимо, добиться нужного результата. Иногда он прерывал чтение вообще и задавал вопросы по смыслу. И добился-таки своего. Девочка раскрылась на детском стихе. Так он ей пришелся впору, что даже мы своим неопытным глазом поняли — это ее.

«Вот, — обратился к нам наш „сэнсей“, видели?» Видеть-то мы видели, а вот вспомнить такое же количество стихов не могли. Пока выступали другие, я судорожно вспоминал: «Я вас любил»? «Анчар»? Помню только название. Перебрав в уме с десяток стихотворений, я решил, что мне лучше пока помолчать. А дома получше подготовиться к следующей консультации.

Реклама

Кстати, среди выступавших было некоторое количество молодых людей с дефектами речи. Кто-то мило картавил, кто-то слегка шепелявил. Что самое интересное, они читали стихи лучше многих, лучше чувствовали, больше было выражения. Но преподаватель был безжалостен. Он говорил: «Все прекрасно, но постарайся исправить дефект». Он даже советовал некоторым абитуриентам фонетические упражнения для исправления речи. В этот момент всем становилось нестерпимо жалко этих молодых людей. Да и самим преподавателям тоже. Но что поделаешь, театр предъявляет свои требования.

Хочется добавить, что история театра знает немало примеров, когда люди с подобными проблемами всё же поступали на театральный факультет и добивались великолепных результатов. Главное — не сдаваться.

Реклама

Театр — не место для идеологии и клоунады!

Там же было два эпизода, которые показались мне интересными. Уже на второй консультации, когда мы все более или менее притерлись и привыкли друг к другу. На импровизированную сцену вышла девочка и прочитала стихи Маяковского про «серпастый, молоткастый». И так прочитала, с таким выражением и экспрессией, что у меня мурашки побежали по телу, захотелось тут же вскочить и сражаться за Советский Союз.

Но нашему суровому учителю это почему-то не понравилось. Он высказался в том смысле, что страны такой уже нет и что стихи эти уже не актуальны. Захотелось возразить: ведь неактуален и «Вишневый сад», и «Бесприданница», и многое другое. Однако их почему-то до сих пор ставят. Чем Маяковский-то провинился? Хотя, возможно, преподаватель отклонил эти стихи именно из-за их идеологической направленности?

Реклама

Второй эпизод был таким: на сцену вышел мальчик ярко выраженной кавказской наружности и стал читать басню Крылова. И так смешно он ее читал, что можно было просто ухохотаться. У него было на редкость выразительное лицо, кустистые брови. Он был то ягненком, то волком, а голос менялся в зависимости от исполняемой роли. Но и тут преподаватель остался недоволен. Он сказал, что молодого человека, по всей вероятности, кто-то готовил, и готовил неправильно. Что театральный вуз — это не эстрадное училище. Куда лучше всего и направиться молодому человеку. Ну что ж, Хазанова тоже не принимали ни в одном из театральных вузов…

Реклама

Всё-таки вспомнил несколько стихов и я. Прочитал свой любимый отрывок из «Мцыри», потом еще несколько произведений. Меня также прерывали, заставляли читать другое, задавали вопросы. По-моему, мною остались довольны. Но вопрос, который был задан потом, поверг меня в смятение. «Сколько тебе лет, золотце?» — спросил меня преподаватель. Видно, заметил, что щетина у меня явно последембельского периода. Я честно признался, что мне 28 лет. «Смотри, — напутствовал меня учитель, — хорошо подумай. Придется всего себя отдавать. А с деньгами у нас не всегда хорошо».

…После этого «поступления» я остался журналистом, а актеры остались актерами. Хотя кто знает, какая из профессий требует наибольшего вживания в роль?

Реклама