Министры вовсю нахваливают ЕГЭ, родители и дети — ругают последними словами. Кто же прав, и чем так недовольны ученики?
ЕГЭ отличается от обычного экзамена, главным образом, самой системой его проведения. Так часто повторяемое слово «тестирование» и дурная слава об абсурдных вопросах единого экзамена сделали свое черное дело — многие люди даже не знают, что вопросы с выбором ответа — это только третья часть от экзамена. Именуется она, кстати,
Про него, кстати, надо сказать отдельно. Несмотря на то, что из него была исключена часть A, только полный — простите! — дурак не наскребет себе баллов до заветной тройки: большинство заданий в части B там элементарнейшие. Так что троечники, которые не заглядывают в экзаменационный листок дальше задания C2, могут спать спокойно. Но вот дальше сложность задач растет в геометрической прогрессии, что, естественно, мешает объективной оценке знаний. В качество пояснения могу провести пример с обезьяной и человеком, которым дали некое трудное задание. Если его не решили оба, нельзя ведь сделать вывод о том, что их интеллект находится на одинаковом уровне? Как результат: «дотянуть» до минимального балла под силу любому разгильдяю, а у отличника очень мало возможностей показать все, на что он способен и получить желаемый результат.
Мы все представляем себе, как выглядят экзамены в традиционной форме: вам выдается листок с заданиями и вопросами, и вы пишете в тетради ответы с обоснованием. В ЕГЭ все гораздо сложнее. Начнем с того, что ответы вам надлежит заносить в специальные бланки черной гелевой или капиллярной ручкой по специальным правилам заполнения.
Кроме того, необходимо заранее знать требования к ответу по тому или иному заданию. Например, в самом экзаменационном задании по русскому языку сказано: «…Ответ аргументируйте, опираясь на знания, жизненный или читательский опыт (учитываются первые два аргумента)».
На самом же деле вы должны «привести не менее 2 аргументов, один из которых взят из художественной, публицистической или научной литературы»
Я уже не буду упоминать о том, что подготовка к таким экзаменам, как информатика, возможна либо в профильной школе, либо самостоятельно, так как-то, что требуется на экзамене, не проходят в школах даже близко около. Но в кодификаторе ЕГЭ заявлено: «Контрольные измерительные материалы охватывают основное содержание курса информатики, важнейшие его темы, наиболее значимый в них материал, однозначно трактуемый в большинстве преподаваемых в школе вариантов курса информатики»
Вы обратили внимание на слово «кодификатор»? Вообще в ЕГЭ много непонятных слов: КИМ, первичные баллы, спецификация, шкалирование… Например, «Первичный балл — это предварительный балл ЕГЭ, который получается путем прямого суммирования числа правильных ответов, взятых с определенными коэффициентами (как правило, целочисленными)» (Краткий словарь ЕГЭ).
Кстати, насчет все того же шкалирования. Вот, например, по физике можно набрать максимум 50 первичных баллов. Допустим, ученик набрал 40 баллов — сделал 3/5 всей работы, то бишь 80%. Его тестовый балл по стобалльной шкале будет равняться… 73! (сведения взяты из «Таблицы соответствия первичного и тестового балла ЕГЭ» за 2009 г.). Справедливости ради стоит заметить, что ученику, набравшему 50 первичных баллов, действительно поставят все 100 баллов, а не 93, как вы могли подумать!
Да, без пол-литры тут не разберешься! Но, придумав сложную систему шкалирования, создатели отыгрались на самой системе оценки. Вернемся к заданию по русскому языку, пресловутому сочинению. Как у нас теперь оценивается грамматика? Итак, если в вашей работе не допущено ни одной ошибки, вам поставят 2 балла. За 1−2 ошибки — 1 балл, остальное оценивается в 0 баллов. Вот вам театр абсурда: хорошист, допустивший 3 ошибки, получит столько же, сколько двоечник, не написавший правильно ни одного слова.
Фразу «подготовка к ЕГЭ» не заменишь фразой «подготовка к экзамену», так как ученику приходится учить не только сдаваемый предмет, но и его спецификацию в ЕГЭ. Нужны ли в самом деле такие сложности? Мне кажется, можно было обойтись и без них.
Сама идея совмещения школьного выпускного и вузовского вступительного экзаменов выглядит неплохо. Раньше ответственность учителей заканчивалась за стенами школы: выпускные экзамены любой ученик как-нибудь напишет (не напишет — помогут), а уж как и куда он там будет поступать — его проблемы.
Теперь же учителя должны готовить и к поступлению в вуз, хотят они того или нет. Однако пока новый экзамен оставляет желать лучшего, в основном из-за странного желания все усложнять.