Он думал — перед ним Венок
Величья и победа;
Протер глаза, а это был
Без ножки Табурет.
«Все кончено! — воскликнул он. —
Надежды больше нет!»
(Льюис Кэрролл).
Причем, что интересно: многие профессиональные поэты и писатели черпали «чепуховое» вдохновение в народной, особенно детской поэзии. Джанни Родари, например, использовал в своем творчестве филастрокке (Filastrocca) — вид детского фольклорного стишка, в том числе, и с «невероятностями», забавным бессмыслицами, ритмическими считалочками. Английские поэты в огромном количестве писали свои «абсурдные» стишата. В славянских странах бережно относятся к детскому фольклору (польская
Буква С совсем сомкнулась —
Превратилась в букву О.
Буква А, когда очнулась,
Не узнала никого!
(Юлиан Тувим).
Откуда же такой интерес к чепухе? Вопросом занялись вполне серьезные люди, которых никак нельзя было бы заподозрить в любви к чепухе. Исследователи выяснили, что чепуха — вполне серьезный мотивирующий элемент в обучении. И не просто в восприятии мира, но и в обучении языкам, и даже в математике! Чепуха и абсурд (при всем их различии) стали одновременно предметом и инструментом исследований ученых.
Оказалось, что дезориентированный мозг человека в ответ на вызов абсурда начинает действовать более активно и более творчески. Когда мозг наталкивается на то, что в принципе не может иметь смысла, этот смысл начинает искаться, и часто продуктивно.
Эксперименты, проведенные в разных университетах североамериканского континента, описывать излишне. Достаточно сказать, что один из них вышел и вовсе занятным: после прочтения книг Ф. Кафки студенты выполнили задание лучше и быстрее, чем их собратья из контрольной группы (то есть без Кафки).
Другой вопрос: так ли уж хочется читать Франца Кафку? И тут же вспоминается переделанный когда-то кем-то «чепуховый» вариант старой песни:
Мы рождены, чтоб Кафку сделать былью…
Но исследования мозговой активности подтвердили: при работе с чепухой или оценке каких-то нелепиц обостряются мыслительные способности.
Все же неизвестно, стоит ли внедрять чепуху как помощь в обучении в школе, например. А уж тем более Кафку. Но и изгонять чепуху из жизни совсем не стоит. Главное, чтобы все это не доходило до бреда сивой кобылы…
Чепуха — это игра. Игра в слова, в ритм, в смыслы. Игра, развивающая воображение. Внутри бессмыслицы может содержаться намек на замаскированное содержание. Загадка без разгадки: вариантов ответа может быть множество, и некоторые вполне могут быть интересны.
К нам приходит людоед,
Говорит — Большой привет,
Как живете-можете?
Что жуете-гложете?
(Михаил Яснов).
Городя чепуху, человек, чаще всего, ребенок, учится свободно оперировать фразами, играя на широком поле значений слов и словосочетаний.
— Ну как тебе на ветке? —
Спросила птица в клетке.
— На ветке, как и в клетке,
Только прутья редки.
(Олег Григорьев).
Абсурд — это ближе к сознательному нарушению законов логики. Чепуха — это лишь нарушение правил построения фраз и общего смысла. Бессмыслица не может быть истинной или ложной, абсурд считается строго ложным. Чепуха может быть и абсурдной (но не обязательно), и абсурд может быть чепухой, но, в общем, все это чепуха (но не абсурд), которая, впрочем, имеет право на существование. Не зря же существует огромный «чепуховый» пласт литературы — и детской, и взрослой.
И не будем останавливать ребенка, если он вдруг будет спрашивать о какой-то ерунде, рифмовать бессмыслицы и говорить нелепицы. Значит, это ему сейчас нужно. Он осваивает мир во всей его полноте. И, как минимум, развивает образное мышление.
Что сегодня с морем сталось?
Все оно перемешалось!
И вскипает, и клокочет
В глубине и наверху —
Будто кто-то хочет сделать
Великанскую уху.
Поварешкою мешает, пену белую снимает,
Тут подсыпал, там подлил,
Так и есть!
Пересолил!
(Марина Бородицкая).
Да и не только дети любят «чепуху»:
Когда мы были молодые
И чушь прекрасную несли
Фонтаны били голубые
И розы красные росли.
(Ю. Мориц — Никитины)
Но это уже не имеет отношения к обучению. Это — о другом.