Какую программу выбрать для изготовления 2D мультфильма?

Реклама
Дебютант

Анимация — чрезвычайно трудоемкий процесс, требующий кропотливости и терпения. Одна секунда экранного времени — это двенадцать кадров-картинок, каждую из которых нужно прорисовать и — чаще всего — раскрасить. Разумеется, средства автоматизации процесса изготовления мультфильмов разрабатывались с того самого момента, когда было начато изготовление первого мультфильма. Но вот в мультипликацию пришли компьютеры…

Процесс изготовления анимации кажется простым: берется последовательность рисунков и проигрывается в заданном порядке. При наличии готового материала помощь компьютера, по большому счету, не требуется — с этим вполне справляется оператор, вооруженный камерой.

Реклама

Но ключевая проблема состоит в том, чтобы подготовить готовый материал, нарисовать ту самую серию рисунков. Как только не изощрялись аниматоры, чтобы сэкономить силы и время! Какие-то методы впоследствии забылись, но какие-то получили общее признание — и перешли практически без изменений в компьютерные программы.

Итак, на чем делать мультфильмы? Какое программное обеспечение купить (да-да, именно купить — бесплатных программ для анимации, можно сказать, нет) и поставить себе на компьютер? Как и в любой другой области, всё зависит от вашего желания и ваших потребностей.

Стоит упомянуть о том, что для правильного использования любой из основных программ для анимации вам потребуется не просто умение рисовать, но умение рисовать именно на компьютере. Как именно — дело ваше. Можно пользоваться только мышью, векторные редакторы позволяют творить с её помощью настоящие чудеса. Можно использовать специальные планшеты с цифровыми ручками (основные производители — Wacom и Genius). Впрочем, любой из этих редакторов можно использовать и для работы с оцифрованными рисунками — вы можете взять свою серию картинок, загрузить её — и получить на выходе готовый мультфильм.

Реклама

Но сейчас речь не об этом. По-хорошему, для разбора каждой из этих программ требуется отдельная статья. Поэтому коротко и только основные моменты.

1. Toon Boom (http://www.toonboom.com/)

Это целое семейство программ для анимации, в котором нашлось место и для домашнего пользователя, и для профессиональных мультипликаторов. Цена начинается от 300 долларов США.

Этот редактор предназначен, в основном, для покадровой анимации, т. е. каждый кадр всё равно нужно рисовать, для чего имеется целый набор соответствующих инструментов. Но при этом Toon Boom имеет достаточно большое количество средств автоматизации процесса: начиная с простого копирования-вставки и заканчивая довольно продвинутыми вещами — вроде траектории движения и создания целого символа для использования в разных местах.

Реклама

Toon Boom имеет преданных поклонников в России, которые на общественных началах переводят интерфейс и уроки. С помощью этого редактора делалась куча различных мультфильмов, например, «Simpsons The Movie».

2. TV Paint Animation (http://www.tvpaint.com/)

TVP — это только покадровая анимация и опять же — целое семейство программ. Цена начинается от 250 евро.

В этой программе есть очень богатый набор инструментов для рисования, сравнимый только что с Adobe Photoshop: несколько вариантов наборов кистей и карандашей, различные линии и фигуры. С обработкой изображения сложнее — вернее, практически никак. Но всё равно это больше, чем в Toon Boom.

А вот автоматизации в полном её понимании — нет.

Реклама
Т. е., копировать и вставлять кадры и фигуры можно, что, конечно же, избавляет от части работы, но больше ничего нельзя. Кроме того, TVPaint под Windows — прямой наследник версии под DOS, у него остались некоторые DOS-овские примочки, которые определенно затрудняют работу.

И еще один момент. TVPaint — это один из самых нераскрученных редакторов в России. Соответственно, найти качественное пособие на русском языке практически невозможно, не говоря уже о русском интерфейсе

3. Anime Studio Pro (http://my.smithmicro.com/)

Это, пожалуй, самый дешевый продукт для 2D анимации. Стоимость пакета — 200 долларов США.

Говорят, на ASP делают всё аниме. Я в это не верю, но чего только не бывает в подлунном мире. Тем не менее, эта программа наиболее проста для освоения. В этом редакторе автоматизации процесса — море. Можно сказать, что его создавали ради автоматизации. Правда, в ущерб рисованию. Но и рисовать в нем можно.

Реклама

Самое большое достоинство — это так называемые «кости», которые позволяют создавать «скелет» персонажа. «Мясом» будут служить рисунки — векторные или растровые. С помощью «костей» можно сделать много сногсшибательных вещей. Но, как и любому другому искусству, этому придется долго и вдумчиво учиться.

Есть еще замечательный инструмент — камера, с которой можно работать, практически как с настоящей. В общем, к нему надо приноровиться. И если приноровился, то сделать в ASP приличный мультфильм будет проще простого. Есть довольно развитое русскоязычное сообщество пользователей этой программы, так что с переводами, надстройками и туториалами проблем не будет.

4. Adobe Flash Professional (http://www.adobe.com/products/flash/)
Реклама

Бывший продукт компании Macromedia, перекуплен Adobe и многократно улучшен. Последняя версия (CS4) стоит 700 долларов США. Это, пожалуй, самый мощный и сбалансированный редактор из всех.

Во-первых, очень сильные инструменты рисования. Даже одной мышью, без планшета, можно нарисовать вполне внятную картинку в мультяшном стиле. Мастера умудряются рисовать довольно шедевральные вещи.

Во-вторых, автоматизация. Конечно, мультик Flash за вас не нарисует. Но помочь может существенно.

В-третьих, это современно.

И последнее: в CS4 уже есть «кости» — то, на чем стояли фанаты ASP. Они еще слабенькие, но уже имеются.

Вот такие программы есть на рынке. С чего начинать — выбирать вам. Я рекомендую Anime Studio как самую простую для освоения новичками. Впрочем, Flash Professional тоже не слишком сложен — если не лезть очень глубоко.

Но запомните: в любом случае вам придется рисовать. Ни одна программа не нарисует мультфильм за вас. И приготовьтесь к тому, что рисовать придется много.

Реклама