Играя, ребенок, с одной стороны, хочет быть ближе к взрослому, с которым взаимодействует. С другой стороны, малыш в этих играх зачастую с удовольствием принимает помощь взрослого, но не терпит указаний от него. Игра ребенка — это его исследование, открытие, эксперимент. Если вы будете настойчиво объяснять ребенку, для чего предназначена та или иная игрушка, или показывать, как надо правильно что-то делать, или спешить с ответами на толком еще не сформулированные им вопросы, вы все испортите.
Искусство включения в детскую игру заключается в предоставлении ребенку быть лидером в этой игре. Для взрослого пребывание в такой подчиненной, только поддерживающей позиции может стать серьезным испытанием. Однако результат в виде довольного, веселого малыша стоит предпринимаемых усилий.
Поддерживать ребенка в его играх можно разными способами. Можно помогать ребенку, но лишь до известных пределов. Есть ряд дел, которые ребенок пока не может совершить в силу недостаточного развития тонкой моторики, физической слабости или невысокого роста. Например, у ребенка не получается построить второй этаж домика из кубиков, они все время падают и рушат вполне устойчивый первый этаж. Ребенок с удовольствием примет вашу помощь в балансировке второго этажа, но будет серьезно возмущен, если вы надумаете заселять получившийся особняк зверушками, ведь об этом договоренности не было.
Есть игры, в которые невозможно играть одному. Как играть в прятки, если тебя никто не будет искать? Как играть в догонялки, если никто за тобой не побежит? Зачастую ребенок никак не может уговорить взрослого поиграть с ним. Иногда ребенок и не ждет уже, что взрослый согласится с ним играть. Тогда просьба поиграть сама становится определенного рода игрой, взаимодействием, которое ценно даже само по себе, безотносительно игры, которая либо будет, либо нет, а общение по этому поводу уже есть. «Мама или папа со мной обсуждают свое нежелание со мной играть».
Когда взрослый, наконец, соглашается: «Да, сейчас мы с тобой немного поиграем», — ребенок вместо того, чтобы получать удовольствие от процесса игры, с тоской постоянно думает, когда же закончится это немножко?
Поэтому очень важно, чтобы хотя бы иногда ребенок слышал от самого взрослого предложение поиграть или просьбу принять его в игру. Для ребенка это будет значить, что не только он хочет играть со взрослым, но и у взрослого есть такое желание. Следовательно, нет необходимости изводить и донимать родителей просьбами просто для того, чтобы проверить, хотят они играть или нет. «Если просятся в мою игру — значит, они любят со мной играть, значит, и меня тоже любят».
Ребенок приобретает новые навыки и умения, благодаря постоянному повторению. Поэтому не надо опасаться, что одна и та же игра ребенку быстро наскучит. Это не так. Благодаря этой особенности восприятия и научения, маленькие дети очень любят циклические игры и сказки с циклическим сюжетом. Вспомните сказки «Колобок», «Репка», «Теремок» — одно и то же действие происходит в этих сказках многократно, с самыми незначительными вариациями.
Двухлетнему ребенку еще сложно играть с другими детьми, для него проблематично поддерживать партнерские отношения с малышами, но играть рядом с ними, наверняка, ему доставит большое удовольствие. Поэтому родителю важно уметь поддержать их компанию. Младшие дошкольники — такой возраст, когда детей еще нельзя оставлять предоставленными самим себе в надежде, что они сами разберутся и смогут играть по правилам. Эти умения и навыки они обретают чуть позже, став старшими дошкольниками, годам к пяти.