Но многие выпускники не так уверены в своих планах. Им необходимы помощь и советы родителей. На родителей также ложатся обычно материальные затраты по подготовке к поступлению.
Хотелось бы поговорить о распространенных ошибках и проблемах родителей выпускников школ и абитуриентов.
1. Родители считают, что их ребенок обязательно должен учиться в институте.
Тут возможны разные варианты.
- Сын или дочь к окончанию школы не определились с выбором профессии, не знают, что их интересует, в какой области они могут применить свои способности.
Развитие людей идет с разной скоростью, не всегда паспортный возраст совпадает с психологическим. Бывает, что интересы человека проявляются позже, чем наступает время поступления в институт.
Может быть, не торопить ребенка? Пусть оглядится в жизни, поработает. А там повзрослеет, интересы проявятся. И человек сможет сознательно поступить именно туда, куда захочет и где сможет наиболее полно проявить свои способности.
- Ребенок по своим способностям «не потянет» учебу в вузе. Так стоит ли его мучить? Сколько потрачено сил и здоровья, сколько приобретено комплексов из-за того, что человек оказался не на своем месте.
Стоит ли высшее образование таких жертв?
2. Родители считают, что поступать в вуз не надо. Ребенок уже взрослый и самостоятельный, пусть идет в техникум, приобретает специальность и зарабатывает деньги.
Это неплохой путь. Но возможна ситуация, когда после техникума и продолжительного периода работы потребуется диплом о высшем образовании, чтобы занять определенную должность, идти вверх по карьерной лестнице.
Так что родителям целесообразно рассматривать как вопрос об обучении в техникуме, так и возможность обучения на вечернем отделении вуза с одновременной подработкой.
3. Родители считают, что поступать в вуз надо. Но тратить деньги на курсы, на репетиторов совсем ни к чему. Сам справится. В крайнем случае мы, родители, поможем.
Самостоятельность — это неплохо. Но нужно учитывать, что в каждом вузе — свои требования, свой набор тем и основных вопросов. Понятно, что требования к вступительному сочинению на филологический факультет МГУ отличаются от требований к тому же сочинению в техническом вузе.
Да и разрыв между школьной программой и требованиями институтов все время возрастают.
Эти все тонкости ни абитуриент, ни его родители учесть не могут. А на подготовительных курсах при конкретном институте обычно обращают внимание именно на особенности подготовки в данный вуз.
4. Родители хотят, чтобы дети пошли по их стопам, осваивали ту же профессию. Родители имеют знакомых в той же отрасли, смогут помочь в трудоустройстве и в дальнейшей карьере.
Это, конечно, так. Но не окажется ли потом, что сын или дочь будут всю жизнь заниматься нелюбимым делом? Или все-таки поменяют полученную специальность на более интересную для себя, но сколько лишних сил, нервов и времени будет потрачено…
5. Родители считают, что все места в институтах заранее куплены, поэтому необходимо накопить деньги и найти, кому дать взятку. А платить деньги за курсы, репетитору совсем ни к чему. Ребенок ведь и так устает в школе.
Ну что тут можно сказать? Таких родителей трудно переубедить. Да и взяточничество в вузах действительно есть. Копите деньги, платите…
Только что вынесет ребенок из институтской жизни? Какие моральные принципы? Какие знания, если все экзамены и зачеты будут оплачены? Как с этими знаниями он будет работать?
Вопросы риторические. Наверно, дальнейшее продвижение по карьерной лестнице тоже родители оплатят…
Тут рассмотрены только некоторые из распространенных мнений родителей абитуриентов. На самом деле их намного больше.
В этот трудный период родители стараются сделать все, что могут, для будущего своего ребенка.
Но не торопитесь, взвесьте спокойно все «за» и «против», чтобы ни вы, ни дети не жалели о принятых решениях и сделанных шагах.
Удачи Вам!