Зачастую радио служит просто фоном. Казалось бы, незавидная роль. Но в этом-то и его «коварство». Даже тогда, когда его вроде бы нарочно никто и не слушает — яркие звуковые образы вдруг заставляют прислушаться, а со временем волей-неволей запоминаются. Так же как порой пристает какая-нибудь легкая популярная песенка — вроде и не заучивали, а мелодия звучит в голове.
Но довольно лирических отступлений. Наша задача — рассказать, как сделать так, чтобы вас не просто услышали, но и увидели. Увидели, несмотря на отсутствие видеоряда.
«Приглашаем на работу копирайтера… Да, нужен копирайтер… Что еще сказать? То, что мы ничего не можем больше сказать, и доказывает, что нам нужен копирайтер! Если бы у нас был копирайтер, мы бы написали это объявление ого-го как! А так… н-да-а… Но если бы у нас был копирайтер, нам копирайтер был бы не нужен… А сейчас — нужен!» Далее — номер телефона и финальная фраза: «Нужен копирайтер!» — звучит текст, изредка перебиваемый стуком пальцев по компьютерной клавиатуре. Небольшое количество выразительных средств создает вполне запоминающийся
Радио дает потрясающие возможности для игры с воображением слушателя. Если вы сможете захватить фантазию аудитории — завоевать внимание и интерес будет легко и просто. Конечно, очень важно найти подходящий голос — яркий, запоминающийся, желательно выделяющийся в ряду других. Текст — короткий, простой и доходчивый — никаких нагромождений и аргументов в виде сложноподчиненных. Важно придумать не просто короткий информативный текст, а «увидеть» конечный результат и для его реализации составить подробный сценарий.
Голос (мужской? женский? их чередование? диалог?), интонация, музыкальное сопровождение, звуковые спецэффекты. Выбор определяется целью. Есть
Большой простор для творчества представляют имиджевые ролики: их задача не рассказать что и где, а создать компании положительную репутацию, представить ее как специалиста в своей отрасли или просто связать с ней приятные ассоциации и постоянно держать на слуху. Например, ролик для какой-нибудь цветочной компании может представлять собой микро-рассказ о каком-нибудь необычном растении, его свойствах и заканчиваться фразой: все цветы мира в компании такой-то.
Кстати, вообще желательно, чтобы у ролика было несколько вариаций. Регулярно повторяясь, даже самый талантливо сделанный надоест быстрее, чем за полгода. Постоянное повторение одного и того же приводит уже не к запоминанию, а к «замыливанию» слуха. Так уж устроен человек — ярче всего реагирует на что-то новое, потом привыкает, потом и вовсе не обращает внимания. Поэтому оптимальный вариант — чередование нескольких разнообразных вариантов ролика.
А теперь о самом важном. Звуковое сопровождение ролика — его главная изюминка. Удачные звуковые эффекты легко вызывают в нас ассоциации, воображение рисует услышанное. Шум моря — и вы уже на курорте, стук каблуков в пустом тронном зале — и вы представили модельную обувь, шкворчание на сковородке и — и вы уже чувствуете себя голодным… визг бор-машины… О, это конечно привлечет внимание, взбудораживая инстинктивный страх… Только страх, наверно, не лучший повод, чтобы к вам прийти. Ищите пленительные звуки! Впрочем, люди разные бывают, и в виде эксперимента… В общем-то, подойдет все, что не оставляет равнодушным.
Музыкальное оформление. Лучше всего ложатся на слух популярные общеизвестные мелодии и уникальные музыкальные треки. Первые за счет особенной способности «привязываться», другие — за счет яркости и новизны.
Каким должен быть аудиоролик по длительности? Единого мнения по этому поводу нет. Одни настаивают, что оптимально — 20−30 секунд, другие считают, что ролик должен быть более 30 секунд, иначе слушатель не успеет вслушаться. В данном случае, думаю желательно действительно придерживаться золотой середины — избегать длиннот, чтобы не показаться скучным, и не быть слишком кратким, чтобы успеть привлечь внимание. Кстати, на то, чтобы привлечь внимание, есть всего 3−5 секунд, поэтому начало должно быть особенно эффектным.
Темп речи достаточно динамичный — медленная речь расслабляет и не воспринимается. Никогда не забывайте, что и в аудиоролике главное — результат, образ, а не количество информации, уместившееся в короткий отрезок времени. Поэтому нет смысла вмещать в 30 секунд несусветное количество слов: естественные паузы тоже претендуют на красноречивость, поэтому позвольте им быть.
Удачи, творческих идей и таланта с помощью только звука завоевывать аудиторию!