1. «Вы очень хорошо объясняете, просто я медленно понимаю». Может такое быть? Нет, не может! Несомненно, репетитор обладает нужными знаниями. И он способен их как-то изложить. Цель занятия — сделать так, чтобы именно вы поняли, о чем идет речь. Иначе это неуспешное занятие. Вы выбираете репетитора, вы платите ему деньги, тратите время и силы. В результате именно с вами должны произойти изменения. Комплексы и размышления о собственном уме тут неуместны — вы, такой, какой есть, должны понять материал.
2. Говорите «я не понял». Но вот вы нашли человека, он вам нравится, а понимания нет. Почему, в чем проблема? Люди не умеют читать мысли других, это аксиома. Поэтому чем сознательнее вы участвуете в процессе, тем лучше будет результат. Если вам что-то непонятно — говорите. Говорите сразу, не мучайтесь, не тяните. Тогда преподаватель сможет повторить, рассказать по-другому, привести примеры. Часто сталкиваюсь с тем, что именно я угадываю непонимание ученика. По выражению лица, неуверенным междометиям. Значит, он слушает меня уже некоторое время и не понимает. Тратятся его время и средства, а он молчит. Зачем?
3. Дайте себе время на усвоение материала. Часто ученики не останавливают педагога вот по какой причине: сначала они всё понимают, потом понимание уменьшается, в голове возникает «туман». Неясность нарастает, человек пытается осмысливать предыдущее и одновременно слушать следующее, и в итоге совершенно теряется. И мы возвращаемся к начальной точке — к месту, где неясность только возникла. Непонимание редко выглядит как резкое затмение после полной ясности. Обычно вы перестаёте понимать по чуть-чуть. Или понимаете, но не успеваете уложить материал в голове. В таком случае говорите репетитору «стоп»! Говорите, как есть — что вы, кажется, понимаете, но хотели бы поподробнее, что вам нужно время. Попросите преподавателя замедлить изложение. Или вообще возьмите паузу на1−2 минуты и подумайте сами в тишине. Частные занятия предполагают полную подстройку изложения под вас, поэтому чем больше вы говорите о своих желаниях, тем лучше идёт процесс.
Еще совет: допустим, у вас исчезла ясность, вы попросили повторить, привести примеры, сами подумали минуту. Теперь расскажите преподавателю то, что вы поняли. «Правильно ли я понимаю, что здесь происходит так-то и так-то?» Это ценнейшая обратная связь от ученика.
4. Берите ответственность на себя, но доверяйте преподавателю. За свое понимание, за свои результаты отвечаете вы. Ведь это именно вам надо будет сдавать экзамены, писать контрольные, выправлять оценки. Репетитор только помогает вам. Используйте знания своего помощника, но сами оценивайте свои перспективы. В то же время не давите на педагога, требуя, чтобы он объяснял только то, что кажется вам непосредственно нужным. Если он считает необходимым изучить дополнительные темы, доверьтесь ему. Именно по этой причине занятия со взрослыми отличаются от занятий со школьниками. Взрослые — менее послушные ученики, больше требуют, иногда давят, сопротивляются новым темам, по их мнению, ненужным. Но они отвечают за себя и постоянно оценивают, как будут применять полученные знания, достаточно ли им, и что еще надо узнать. Противоположная ситуация возникает с учениками. которых вынуждают заниматься родители. Они покорны, слушают все, что им говорят, не противоречат, но перекладывают всю ответственность за результат на педагога.
5. Уважение не означает молчание. Замечаю, что у многих людей происходит в голове смешение понятий (на мой взгляд). Учителя надо уважать, ценить его ум — это совершенно правильно. Но это относится к личному общению. В обучающем процессе ученик — главный человек, потому что конечной целью является понимание им предмета. Любые вопросы и уточнения по теме занятия, просьбы повторить или решить определенный пример приветствуются. Могу сказать про себя: я готовлюсь ко всем занятиям, думаю о каждом ученике, прихожу на занятие и пытаюсь полностью сконцентрироваться на человеке, чтобы донести ему знания в нужной форме. Стеснение, боязнь спросить или проявиться создает между нами преграду, которую мне же надо преодолевать. Не стесняйтесь говорить, это не обидит, а порадует учителя!
6. Репетитор вам не подходит, если: ваши знания не увеличиваются, на занятиях вы чувствуете себя скованно, боитесь говорить; чем дольше занимаетесь, тем больше убеждаетесь, что ваш учитель чрезвычайно умен, а вы глупы. Отказывайтесь. Обычно 3−4 занятий хватает, чтобы понять, подходите ли вы друг другу. Сразу отказываться не стоит — какое-то время нужно, чтобы наладить взаимопонимание. Если вы откажетесь сразу, то, возможно, начнете этот путь сначала с другим преподавателем. но если прошло 3−4 занятия, а у вас до сих пор нет результата, лучше отказаться. Это не обидно. Универсальных учителей крайне мало. Возможно, репетитор не подходит вам, зато кому-то другому он будет идеален. Отказывайтесь корректно и заранее, чтобы репетитор мог изменить свои планы. У меня были ситуации, когда отказывались от занятий со мной, и когда я отказывалась от учеников. В итоге я находила людей, с которыми лучше взаимодействую. Надеюсь, что мои несостоявшиеся ученики тоже нашли для себя более подходящих преподавателей.