Потом мама разглядывала «каляку-маляку» и подбирала к нему соответствующее название. Таким образом, в три года за рисунок «Лето в горах» я получила вторую премию на городском конкурсе детского рисунка. Я не стала художником, но с удовольствием сначала смотрела репродукции известных художников, а затем ходила на выставки.
Сейчас я живу в красивом местечке близ Бостона. Рядом с нашим домом настоящий девственный лесопарк. Богатая палитра разнотравья. В листве копошатся мелкие зверушки, а по ветвям прыгают белки. Как хорошо воскресным весенним утром выйти на чистый воздух, когда солнышко только начинает пригревать!
Итак, идем писать этюды. На одном плече висит ящик с палитрой, красками и кистями, на другом — складной стул и треножник. Идем на заранее облюбованное место. Устраиваемся поудобнее и осторожно, не спеша, обдуманно начинаем рисовать контуры и теневые пятна пейзажа пока только одной разжиженной краской, например, ультрамарином. (Ошибочно положенную краску можно стирать тряпочкой или ватой, смоченной скипидаром). Распределять на холсте надо все правильно. По верному рисунку легче работать. Этюд надо писать не кое-как, а непременно на «отлично».
На другой день, если погода и освещение такие же, продолжаем тот же этюд уже всеми красками. Начинаем с того предмета, который играет главную роль в этюде, дает главное пятно. Писать можно не вдаваясь в мелочи. Если освещение солнечное, начинаем с самых светлых мест, потом уже переходим к полутонам и к самым темным местам, все время сравнивая с натурой отношение светлых, средних и темных пятен. Часто отходим от этюда на расстояние, сравнивая свою работу с натурой.
Небо пишем после того, когда весь пейзаж в общем уже сделан. Когда небо написано, проверяем отношение всего пейзажа к нему, усиливаем или приглушаем солнечные пятна на земле и на деревьях, высматриваем синеватые рефлексы от голубого неба в тенях.
После этого можно заняться детальной разработкой какой-нибудь части пейзажа. Часто отходя от этюда, нужно сравнивать написанное с натурой, чтобы деталь не выпирала из общего тона.
Я пишу этюды несколько дней, не спеша. С удовольствием прихожу на облюбованное место. На стенах моей комнаты, кроме оконченных этюдов, всегда висят 4−5 начатых холстов. В зависимости от времени дня и погоды беру тот или другой этюд и иду его продолжать. Никогда не заканчиваю этюд дома. Дорожу тем, что я высмотрела непосредственно в природе, и уже не прикасаюсь к таким «документам» кистью. Дома не прикрашиваю, не приглаживаю.
Если мешает писать облако, набежавшее на солнышко, чтобы не терять времени, можно заняться исправлением рисунка деревьев или же писать кое-какие подробности в тенях, не отступая от цветовых отношений, намеченных при солнце. При написании облаков приходится составлять на палитре 3−4 тона: светлый, средний и теневой — и этими красками на чистом холсте добиваться передачи характерной формы облаков, соблюдая их перспективное удаление, и тотчас же окружать облака голубыми красками неба.
Днем на ближайших облаках белый свет бывает холодный, а тень теплая, вдали же наоборот. (Теплыми называют красно-фиолетовые, красные, оранжевые, желтые, желто-зеленые тона, а холодными — сине-фиолетовые, голубые и голубовато-зеленые тона). Если сразу не удалось дать нужную форму облаку, надо тут же снять его с холста тряпочкой и написать снова.
Лето прошло. Над сжатыми полями носятся стаи галок и ворон. Часто перепадает моросящий дождь. Не унывайте. Природа разукрасилась новыми яркими красками. Деревья запестрели всеми цветами, какие только можно придумать: липы и березы пожелтели, осины запылали огнем, клены ярко покраснели, а дубы побурели. Среди этих красок елки и сосны выделяются зелеными силуэтами. Озимые поля покрылись красивой бархатной зеленью. Глаза разбегаются от обилия мотивов для этюда. В солнечный день по высокому голубому небу летит на юг стая лебедей. Среди золотого пейзажа на речках и озерах ярко синеет рябь. Дни стали короткими.
Не теряйте времени — пишите этюды. Когда набросан контур, начинать лучше с самых ярких желтых пятен. Класть их не густо, чтобы они не смешивались с последующими мазками окружающих тонов. Рассчитывайте на один сеанс, т.к. осенью погода бывает неустойчивой… Холодные октябрьские ветры сдуют последние листья с деревьев. Леса станут серыми, печальными, и только дубы еще сохранят свои ржаво-бурые листья. По небу понесутся серые дождевые тучи.
В такую погоду я люблю бродить по лесопарку, шуршать опавшими листьями. В лесопарке тепло и хорошо, пахнет мхом и прелым листом. Птиц уже не слышно, только синицы пищат суетливо, заготавливая себе корм на зиму. Да пестрый дятел отбивает дробь на гнилом суку.
А вот и зима. Все бело, только деревья и дома словно темные силуэты. Хочется и зимой писать этюды? Почему бы и нет? Только мотив для этюда лучше выбирать попроще, чтобы можно было написать его за 1−2 сеанса. Начинать писать лучше с темных масс деревьев или отдельного дерева, а снег и небо — позже.
Стоит ли писать этюды, когда есть фотоаппарат и можно «остановить мгновение», если оно прекрасно? Но важен не результат, а процесс Творчества. Мне кажется, что это чудесное хобби. Можно побыть наедине с природой. Можно увлечь друга или отправиться всей семьей. Не зря же в Японии детей обязательно учат рисовать и различать малейшие оттенки цвета.
Попробуйте, у вас обязательно получится!