Этот порядок прописан в министерских инструкциях, а зачастую и в приказах управлений образования на местах.
Какие платные занятия законны
Первое и главное условие — платные факультативы, спецкурсы, кружки, секции не должны быть обязательными. Такие занятия не могут входить в основное расписание уроков — только во второй половине дня. Кроме того, условие оказания платных услуг — наличие в школе и бесплатных дополнительных занятий.
Школа должна заключить договор со всеми родителями, дети которых пользуются платными услугами. Именно персонально с родителями, а не с родительским комитетом, как это практикуют некоторые директора. Все отступления от этого порядка — нарушение.
Добровольно-принудительно
Один из способов сделать дополнительные занятия фактически обязательными — шантаж. Например, в начальных классах вводятся платные уроки английского. Родителей предупреждают, что детям, которые на эти занятия ходить не будут, в средних классах придется изучать немецкий. В одной из московских школ, где поставили такое условие, цена одного урока более чем вдвое превышала стоимость часа занятий с преподавателями-носителями в ближайшем филиале международной частной языковой школы.
Нередки и жалобы родителей, что платным делают обязательный предмет, который входит в основное расписание.
Еще один способ — так называемое «внутреннее репетиторство». Это когда учитель занижает ученику оценки до тех пор, пока родители не начинают оплачивать дополнительные занятия у самого педагога или его коллеги, на которого тот укажет. Последний вариант известен с советских времен и тогда назывался «перекрестным опылением»: учитель рекомендовал родителям репетитора из другой школы, а сам за плату подтягивал учеников этого коллеги.
Не исключение откровенный террор ученика, который продолжается до тех пор, когда родители не заплатят. Мама первоклассника, позвонившая в редакцию одной из московских газет, рассказала, что учительница ее сына при всем классе заявляла: «Раз твои родители не могут заплатить, значит, они бомжи и пьяницы». А то и вовсе устраивала на уроках игры, в которых высмеивала физические недостатки учеников-«неплательщиков».
Известна с советских времен практика фактически обязательных взносов на подарок учителю. И в те годы некоторые при этом не скромничали, озвучивая пожелания, что хотели бы получить к очередному государственному празднику или ко Дню учителя. Ну и сейчас все зависит напрямую от личностных установок конкретного педагога.
В букете цветов ко Дню рождения, Дню учителя или 8 Марта на самом деле криминала нет. Любят учителя, когда им дарят цветы, а работа у них нелегкая и, увы, в основном низкооплачиваемая. Относительное исключение разве что Москва. Да и заработки опытных столичных педагогов стали достигать 45, а то и 60 тысяч рублей в месяц лишь не так давно и не везде. Так что не грех сделать человеку приятное, тем более, если учитель хороший. Но вот все остальное — уже перегиб.
Наличие или отсутствие места для конкретного ребенка в школе, которая считается престижной, порой зависит от готовности родителей сделать «благотворительный взнос» (в Москве его размеры могут составлять порядка двух тысяч долларов). При этом, скорее всего, не надо нести в кабинет конверт с наличными — просто вручат заполненную квитанцию, которую надо оплатить в банке. Ведь если директор по старинке примет конверт, нет гарантии, что купюры в нем не окажутся мечеными, а в кабинет тут же не ворвется ОБЭП.
Впрочем, на Украине такую технологию приема взяток использовали и сами милиционеры. В 90-е годы прошлого века в Харькове появился фонд «Правопорядок», «благотворительные взносы» в который стали обязательным условием решения проблемных вопросов, например, при оформлении загранпаспорта.
Как защитить ребенка
При любом конфликте ученика с педагогом, в том числе и на финансовой почве, психологи рекомендуют родителям для начала поговорить с самим учителем. Главное — беседовать спокойно. Вариант «идти ругаться» только испортит дело: любую вашу грубость и даже простое повышение голоса обязательно используют против вас.
Если разговор с учителем не поможет, идти к директору школы. А если уж не решит проблему и этот визит — в управление образования.
В управление образования надо сообщать также обо всех нарушениях описанного здесь порядка взимания оплаты за дополнительные услуги.
Во многих регионах проводят постоянные или периодические телефонные «горячие линии», в том числе и по вопросам поборов. Их телефоны обычно печатают в местных газетах, размещают на сайтах городских и региональных управлений образования. Результатом таких акций обычно становятся показательные порки виновных — вплоть до увольнения.
На худой конец, можно отправить в управление образования заказное письмо с уведомлением о вручении. В нем надо четко, без эмоций изложить суть проблемы и попросить принять меры. Ответить обязаны в течение месяца с момента получения. В тексте не будет лишним напомнить, что закон об обращениях граждан запрещает пересылать эти обращения в низовые организации, действия которых обжалуются.
Если же и это не помогло, ваше право обратиться в федеральное агентство по надзору в сфере образования.