Одна моя знакомая, отдыхая в Турции с сыном, как-то наняла водителя и они объехали довольно много достопримечательностей в окрестностях Анталии в тот день. Они смогли побывать там, куда туристов вообще не возят. По пути они останавливались, как только их внимание вдруг что-то привлекало по дороге, бродили по окрестностям и снимали фото и видео. Их не торопил голос гида, что пора садиться в автобус. А водитель-турок оказался довольно эрудированным и по пути рассказывал много интересного о местных обычаях и достопримечательностях. Разумеется и сами достопримечательности моими знакомыми рассматривались без излишней спешки. Ведь программу своего путешествия составляли они сами.
Другой знакомый, уехав на отдых, решил познакомится с обычаями страны более своеобразным образом. Поселившись в отель, он к вечеру следующего дня познакомился с местными ребятами и договорился, что поживёт у них дней пять-семь своего отпуска. Его воспоминания и рассказы о поездке нельзя было даже близко сравнивать с впечатлениями «отельного туриста». О своём отпуске он рассказывал взахлёб, и все сотрудники слушали его, открыв рты. К слову сказать, в обоих случаях моим знакомым довелось попробовать более обширное меню блюд местной кухни, которые к тому же стоили дешевле, чем в ресторанах, в которых обычно питаются туристы.
Помечтав таким образом некоторое время — о бизнесе, о поездках — вас может посетить мысль, что свой английский хорошо бы подтянуть. Но вскоре после того, как она появилась, ваш энтузиазм в отношении изучения английского начинает потихоньку затухать. На ум приходят мрачные мысли о том, что уже столько времени убито на то, чтобы наконец выучить английский! А он так и не стал близок настолько, чтобы не стыдно было вступить в беседу с иностранцем, чтобы быть способным говорить легко и плавно, без пауз на раздумья и сомнения. Раздумья о том, в соответствии с какими правилами нужно построить фразу на английском. Сомнения насчёт того, правильно ли звучит фраза.
Взяв себя в руки и мысленно приказав себе не раскисать, мы принимаем решение найти курсы или репетитора, которые помогли бы нам завершить-таки обучение английскому языку и выйти на просторы реального мира для совершенствования в английском. «Ну доходят же некоторые до результата! Значит, есть способ выучить язык. Вот ещё немного — подучусь и буду говорить с кем захочу и о чём захочу,» — решаете вы и отправляетесь на поиск.
Что обычно ждёт вас на курсах и у репетитора? С первых занятий, даже если вы совсем новичок и пока ещё не приступали к изучению английского языка вовсе, вас ждёт грамматика. Все давно стали считать такой путь изучения языка вполне естественным и единственно возможным. Кажется совершенно неправдоподобным, что можно выучить язык без учебника, в котором написано много правил.
Становясь взрослыми, мы порой начинаем всё больше доверять инструкциям. Это вполне логично, ведь нас окружает всё больше приборов и устройств, к каждому из которых прилагается руководство большего или меньшего размера. При этом мы совсем не любим изучать эти самые прилагаемые к приборам инструкции. Ведь мы столько раз встречались с такими пояснениями, в которых совершенно ничего не понятно! Мы предпочитаем попросту включить прибор или устройство и попытаться разобраться самостоятельно.
Например, принеся в дом новенькую кофеварку, которая может сварить вам отменный эспрессо или капучино, достаём и соединяем все детали, включаем, и… она гудит, светит лампочками, из неё идёт пар и брызжет во все стороны кипяток, но кофе она варит!.. Куда противнее, чем суррогат растворимого кофе перестроечных времён. И вот человек оставляет затею сварить себе чашку кофе с помощью этого чудо-прибора и снова наливает себе чашку растворимого, и отправляется по делам.
Это была реальная история.
Мы избегаем то, чего не понимаем. Поэтому человек оставляет «неработающую» кофеварку, и у него находятся в тот же момент более важные дела. Именно потому, что он сталкивается с чем-то, чего не понял, он отказывается от мечты или откладывает её осуществление на более поздние сроки, потеряв к ней интерес. Именно поэтому мы сбегаем с курса. Вовсе не всегда причина была в большом количестве домашних заданий. Вспомните школу: когда классу давали контрольную, те учащиеся, кто знал предмет, справлялись с заданием за половину отведённого времени. Вторую половину урока они могли успеть справиться либо со вторым вариантом, либо сделать ещё с десяток дополнительных упражнений и после урока выглядели даже менее уставшими, чем те, кто еле успел сделать задания в срок либо вообще не успел доделать работу. Первые шли на следующий урок с лёгкой душой, вторые — тихо ненавидя, или силком тащили себя на занятия.
Всё зависит от понимания. Если вы чего-то не понимаете, учёба будет даваться с трудом и посещать занятия у вас желания не будет. Вы не достигали своей цели — знать английский — потому что столкнулись с непониманием. И чаще всего это непонимание лежит именно в области грамматики. Не верите? Объясните прямо сейчас, не пользуясь никакими дополнительными справочниками, что такое модальная частица? Не знаете или не уверены в ответе? Думаете, что не используете их в своей речи? Не поверю, чтобы вы не говорили такие слова, как «ведь», «только», «всё-таки» и другие модальные частицы. Помните ли вы правила, связанные с употреблением и написанием частиц? Вопросы риторические. Если вы не филолог — скорее всего нет. Мешает ли это вам в жизни?
Однако, вернёмся к обучению английскому языку. Одно из стандартно предлагаемых нам решений — учить английский по известной системе — делая упор на грамматику. В этом случае любой выпускник английской спецшколы может рассказать вам свою историю «хождения по мукам» — на усвоение языка у него ушло лет 7−10, не меньше. Да и у вас есть собственная история. Если вы учили, учили, да не выучили английский — история неоконченная.
Можно выучить язык быстрее, если посмотреть на то, как мы обучаемся языку в естественных условиях. Все мы когда-то родились, не умея от рождения говорить. Все мы — японцы, англичане, русские — обучились родному языку. Но скажите, изучали ли вы родной язык, начиная с алфавита и грамматики? Много ли вы видели гуляющих мамочек с коляской в одной руке и учебником грамматики родного языка в другой? Часто ли вы слышали, что ребёнку 2−5 лет родители объясняют правила русской грамматики? Лично мне не доводилось наблюдать подобное. Однако, все мы с вами, идя в школу, могли поговорить с будущими преподавателями, общались с родителями. А уж как отрывались, болтая с друзьями во дворе!
Ушло ли на освоение языка много времени у нас, когда мы были детьми? Нет. Года три нам было достаточно, чтобы постичь родной русский. Почему же на усвоение английского у нас уходит неизмеримо больше времени? Он что, сложнее русского? Весь мир настаивает на обратном — русский слишком сложен для них.
Наш опыт показывает, что взрослый может выучить английский язык меньше, чем за год. При одном «если». Если он будет изучать его по методике, сходной с тем же естественным способом, каким мы усвоили родной язык в детстве. Здесь вы вначале осваиваете язык, а уж затем подходите к его грамматике (школа — обычно первое место, где ребёнок слышит про существительные и деепричастные обороты). Методика, при которой грамматика идёт впереди разговорной речи придумана филологами. Она тоже иногда срабатывает — случаях в 20 из 100. И на неё уходит неизмеримо больше сил и времени.
Ознакомиться с естественной методикой изучения английского можно, посетив бесплатный вводный урок курса английского языка «English as a Second Language», существующий в центрах Прикладного образования в разных городах СНГ. Если же вы знаете английский, возможно, даже уже преподаёте его и, как преподаватель, сталкиваетесь с трудностями обучения своих учеников английскому языку — вы можете освоить нашу методику и открыть центр обучения английскому в своём городе.
Учите английский естественно, обучайте английскому легко! Общайтесь не только на русском, но и на английском, расширьте границы своих возможностей!