Я хочу Вам рассказать, как меня научила считать моя бабушка. Надо сказать, что мы жили в то время на пятом этаже пятиэтажного дома, и лифта, как Вы понимаете, в этом доме не было. А так как гуляла на улице я в то время исключительно с бабушкой, то как минимум 2, а то и 4 раза в день мы с ней совершали восхождение, и, соответственно, схождение по этой самой огромной лестнице. В одном пролете было 10 ступеней. И бабушка, когда шла по лестнице, просто считала эти самые ступени. «Раз-два-три-четыре…» Через некоторое время (а мне тогда было около двух лет) я повторяла вместе с бабушкой: «Лязь-дьва-тьли-цетыли…»
Когда я усвоила счет в пределах десяти, моя бабушка стала со мной изучать состав числа следующим образом. Пройдет, например 4 ступеньки, и говорит: «Ой, Наташенька, что-то я устала, а ну-ка посчитай, сколько мы должны еще ступенек пройти до следующей лесенки?» И я считала, ведь нужно же бабушке как-то свои силы рассчитать. Так я быстро усвоила, что десять ступенек могут делиться на 3 и 7, или 4 и 6, или 2 и 8.
А ведь считать можно все что угодно! Если это оформить как игру, то Ваш малыш будет просто в восторге. Когда Вы идете вдоль дороги, можно считать машины. Например, Вы будете считать зеленые, а Ваш малыш красные, чьих машин будет больше, а точнее, кто насчитает больше машин, тот и выиграл.
Для начала стоит усвоить вместе с малышом понятия «один» и «много». Далее — «больше», «меньше» «поровну». Потом — «больше на…», «меньше на…». Когда ребенок усвоит эти понятия, можно переходить к измерительным величинам. Можно измерять расстояния. От простого к сложному: сначала в шагах, затем в метрах, и так далее. И еще нужно знать, что в два года малыш легко усвоит счет в пределах 5. Трех лет — в пределах 10, и так далее, и к пяти годам можно дойти до двадцати.
Ну, начнем. Понятия «один» и «много» осваиваются очень легко. Просто каждый раз, когда Вы встречаете группы предметов, подходящих под эту категорию, обращайте на это внимание малыша. Например, по дороге едут много машин и один велосипед. Спросите, у ребенка, сколько велосипедов едут по улице. Ребенок Вам ответит: один. Тогда Вы спросите, сколько на улице машин. И если ребенок затруднится с ответом, скажите, что машин на улице много. И так каждый раз. На одной стороне улицы растет одно дерево, а на другой — много. У продавца шариков много шариков, а у вон того мальчика — один. И так далее.
Когда малыш усвоит понятия «один» — «много», можно начинать его знакомить с понятиями «больше» — «меньше» можно, например, с помощью такой игры: назовем ее просто: «Чего больше?». Вам понадобится для начала две группы небольших предметов. Пусть это будут, например сухие листики с деревьев и шишки. Предложите малышу выложить листики в ряд, а под ними, выложить шишки. Спросите у малыша, что осталось без пары? Скажите, что листиков больше. Предложите ребенку посчитать, сколько листиков, а сколько шишек. Уберите несколько листиков так, чтобы предметов стало поровну. Объясните малышу, что теперь листиков и шишек одинаково.
При ознакомлении с понятиями «больше на…», «меньше на…», можно играть в ту же игру, только малыш должен самостоятельно убирать предметы так, чтобы их стало поровну. Обратите внимание ребенка на то, сколько он убрал листиков, чтобы листиков и шишек стало поровну. Соответственно, если малыш убрал два листика, то листиков больше чем шишек на два, (один, три…).
Детей лет четырех-шести пора знакомить с измерением длины и объема. Этому можно посвятить не одну статью, но я постараюсь четко формулировать то, что я хочу Вам сказать, и для этого тоже воспользуюсь примерами игр.
Для начала Вам стоит вместе с Вашим ребенком изготовить некоторый материал, который пригодится Вам для ознакомления с таким понятием, как «длина». Возьмите несколько спичек, и приклейте к ним кусочки цветной бумаги таким образом, чтобы получились своеобразные флажки. Цветную бумагу достаточно брать лишь двух цветов. Пусть это будут красный и синий цвет. Сделайте около 20−30 таких флажков. Причем синие флажки у Вас будут обозначать десятки, а красные — единицы. Следовательно, если Вы изготовите 20 красных флажков, то синих нужно лишь два, а еще точнее, 18 красных, и два синих. Теперь, когда Вы отправляетесь с ребенком на прогулку, например, в парк, не забудьте эти флажки брать с собой. Они не займут много места, и очень пригодятся.
Предложите измерить ребенку длину дорожки в парке (или ширину), длину лужи, длину ограды, или все другое, что встретится Вам на пути. Объясните Вашему малышу, что за единицу измерения Вы возьмете свой широкий шаг (или три его). Для этого, делая шаг, оставляйте на земле красный флажок в том месте, куда Вы ступаете. Затем, предложите малышу проделать тоже самое, а когда закончится дорожка (лужа, ограда), предложите малышу посчитать, сколько шагов длилась дорожка.
Затем можно ребенку сказать, что такой Ваш широкий шаг (или три его) равен одному метру. После этого предложите малышу каждые десять Ваших шагов класть на землю не красный, а синий флажок. И тогда можно будет считать не единицами, а десятками. Но это для ребенка четырех лет будет несколько сложно, и начинать такие замены следует лет с шести.
Чтобы усвоить понятие «литр», можно играть с малышом прямо на кухне. Для этого возьмите литровую, полулитровую, трехлитровую банки, и стакан (250-граммовый). Предложите малышу измерить, сколько стаканов воды войдет в полулитровую банку. Для этого наберите воду в стакан, и вылейте в баночку, а второй стакан пусть набирает Ваш малыш. Обратите внимание малыша, что в полулитровую (маленькую) баночку вошло два стакана воды.
На глазах Вашего малыша вылейте воду из полулитровой банки в литровую и укажите на то, что литровая банка оказалась наполовину полной. Спросите ребенка, как он думает, сколько еще маленьких баночек воды поместится в эту средней величины банку? А сколько стаканов? Если малыш затруднится с этим ответом, спросите, сколько стаканов было в маленькой баночке, и попросите посчитать, сколько всего стаканов воды войдет в литровую банку.
Таким же образом можно измерять количество воды в трехлитровой банке. То есть, количество стаканов, полулитровых и литровых банок. Затем расскажите малышу, что в таких литровых банках принято измерять любые сосуды, и если он услышит где-нибудь, что объем какого-либо сосуда (ведра, ванны, бассейна…) равен скольким-то литрам, то теперь будет знать, что такое литр.
Я надеюсь, мои рекомендации пригодятся Вам в приятном, интересном и познавательном времяпрепровождении с Вашим ребенком. А игры, которые я предложила Вам использовать, помогут Вашему ребенку ознакомиться с трудными математическими понятиям.