Как мы основные математические понятия осваивали
Считать сын вообще начал рано. И, конечно, первыми объектами для счета были машинки. Набор строительных машинок, скрепленных между собой магнитами, принес папа, и малыш довольно долго пытался понять, как же машинки цепляются друг к другу?
Получилось так, что мы сразу начали с присчитывания: одна машинка, одна и еще одна — всего две машинки, две машинки и еще одна — всего три машинки. Так как машинок было пять, то и счет у нас пошел сразу в пределах пяти. Когда машинки отцеплялись, я говорила: «Ой, было всего пять, а одна отцепилась — стало всего (…). А сколько же стало? Давай пересчитаем!» И мы снова пересчитывали оставшиеся автомобильчики.
Памятуя о том, что числительные нужно обязательно согласовывать в роде, я предлагала проверить, сколько же у нас всего грузовиков, мотоциклов, самолетов, катеров. С удовольствием сын выполнял упражнения типа «Давай посчитаем, а сколько всего у тебя красных машин? Пластмассовых? Железных? Пожарных? Строительных? Гоночных?»
Упражнения на количественные соотнесения тоже пришлось через «автопарк» проводить, под девизом «Даешь каждому автомобилю по пассажиру!» Мы рассаживали человечков из киндер-сюрпризов, солдатиков разных цветов, зверюшек и даже геометрические фигуры! На деталях магнитной мозаики я маркером нарисовала рожицы, и пассажирами авто становились и синий треугольник, и красный квадрат, и зеленый круг. Одновременно и цвета закреплялись, и фигуры.
Мы азартно выясняли,чего больше (меньше) — машинок или кубиков, синих солдатиков в грузовике или желтых прямоугольников (бутербродов) в крытом кузове ГАЗельки? Выяснить оказалось очень просто: выдали каждому солдату по «бутерброду», да еще и лишние остались — про запас. «Солдатиков меньше, чем бутербродов на два, а бутербродов больше, чем солдатиков тоже на два. Давай лишние уберем — теперь поровну, сколько солдатиков, столько и бутербродов».
С величинами и их сравнениями дело вообще обстояло просто — контрастных размеров транспорта было предостаточно! Упражнение на соотнесение величин по пяти размерам состояло из рассаживания пяти пассажиров в такое же количество машин по принципу: «Самый высокий — заяц, ему и машинку самую высокую надо, а самый низкий — мышонок, он вполне поместится в самой низкой». Оставшихся разместить было просто — как в «Трех медведях».
Для введения понятий длинный-короткий я тоже сказку использовала, тут очень «Красная шапочка» подошла. Из толстого картона я сделала основу леса, причем ребенок сам губкой раскрасил её в зеленый цвет, а когда краска высохла, помог мне наклеить в один из углов картонного прямоугольника две полоски коричневой бумаги — короткую и длинную. Полоски расходились в виде буквы V, по двум сторонам. Установив «домики» и «деревья» я рассказала-показала сказку, акцентируя внимание на длине дорожек, длине волос Красной Шапочки и шерсти волка, одинаковой длине ленты для волос и шнурка для ботинок.
Мне необходимо было сразу закрепить понятия вне конкретных предметов и научить малыша сравнивать длины между собой. Досмотрев «спектакль», сынуля начал «закреплять пройденное»: по дорожкам в лесу поехали машины, подвозя волка, бабушку, лесорубов и саму Красную Шапочку. На следующий день в роли Красной Шапочки выступила гоночная машинка красного цвета, трактор стал Бабушкой, а мотоцикл — Волком, только длина дорожек сохранилась.
Понятия широкий-узкий я вводила через «ширину шоссе» и двери «гаражей». По широкому шоссе машины могут и в четыре ряда ехать, а по узкой дороге — только одна еле-еле проехать может! Широкая дверь гаража — для автобуса, узкая дверь — для мотоцикла. Для двух одинаковых автобусов — две двери одинаковой ширины.
Ориентироваться в пространстве тоже на транспортной основе научились. На длинном журнальном столе я расстелила листы ватмана, мы вместе расставили кубики-дома и машинки из набора «Деревянный конструктор» и получился настоящий город — с вокзалом, мостами, заправкой. На поезде можно было уехать в лес, каждый «квартал» имел свой цвет — синий, красный, желтый и зеленый, и «спать» машинки уезжали в гараж соответствующего цвета. Потом сын еще раскрасил мостовые и тротуары.
Играли мы так: я ставила машинку и говорила: «А у светофора машинки остановились, и перед синей машинкой стоит красный грузовик, сзади — пожарная машина». Или просто во время игры предлагала малышу поставить человечка (другую машинку)
Прочитав весной перечень того, что может ребенок 2−3 лет «к концу учебного года», я с удовлетворением отметила: может все, причем кое-что еще и из «Программного материала для средней (3−4 года) группы»!