Но, во-первых, весело расстаться — это оставить незабываемые воспоминания и закрепить пройденное. Во-вторых, это ваш престиж: так называемое «сарафанное радио» может создать к вам очередь учащихся, если все остались довольны и вы вместе добились высоких результатов.
Ваша задача на последнем завершающем этапе состоит в том, что вы должны еще раз убедиться, насколько знания укрепились и расширились; дать установки для всех участников, что каждый из них талантливый и способный и возможности их безграничны; дать попрощаться друг с другом на позитивной ноте, запомнить ваши занятия яркими и насыщенными.
Проверить уровень знаний может каждый педагог, поэтому привожу несколько подходящих для завершения блока занятий игр, которые направлены на формирование положительного настроя у участников.
«Нас с тобой объединяет» — это упражнение проводится в кругу с использованием мяча. Тот, у кого в руках мяч, кидает его любому из играющих по желанию и говорит: «Нас с тобой объединяет… (и заканчивает фразу на свое усмотрение, например, „любовь к путешествиям“)». Игрок, поймавший мяч, отвечает, если согласен со сказанным: «Да, спасибо», если сказанное не имеет к нему отношения, удивляется: «Спасибо, я подумаю». И объединяется со следующим игроком.
Упражнение лучше не ограничивать во времени, чтобы у всех участников была возможность объединиться со всеми, с кем хочется, по всем признакам. Результаты этой игры можно представить графически, особенно, если группа креативная и неконфликтная. На листах бумаги рисуется «солнышко» (окрашенное в теплые цвета спектра) — круг с именем адресата в центре и лучиками по числу оставшихся участников. На конце луча участник пишет свое имя, а вдоль луча то качество, которым он объединился с «солнышком». Важно, чтобы у всех участников все лучи были заполненными, поэтому, если группа не особенно активная, эту часть упражнения лучше не проводить.
«Рисунки» — всем участникам раздаются цветные карандаши и бумага. Ведущий просит в течение пяти минут нарисовать свои впечатления от занятий (или от сегодняшнего занятия). Рисунок можно делать в любой манере, главное, чтобы он отражал реальные чувства и переживания. Участники должны постараться рисовать так, чтобы никто не видел их работы.
Когда установленный срок (5 минут) истечет, ведущий собирает нарисованное, перемешивает и раздает участникам в произвольном порядке, чтобы каждому досталось чужое творение. Задача игроков — посмотреть на рисунок и догадаться, кто его автор. Затем ведущий предлагает назвать все предположения и каждому объяснить, почему он так считает.
Другой вариант второй части упражнения состоит в том, что ведущий показывает каждый рисунок группе, а «эксперты» (вся группа) записывают свои гипотезы относительно их авторства. Затем участники зачитывают свои предположения и обсуждают.
Можно сузить тему рисунка, если того требуют обстоятельства, например, пейзаж, отражающий реальное состояние рисующего, «географическую» карту занятия и др. Время проведения 10−20 минут.
«Благодарности». Хорошо это упражнение проводить под музыку. Ведущий пускает по кругу какой-либо предмет (мягкую игрушку, мяч или др.) и говорит, что, когда музыка перестанет играть, тот участник, у которого «остановится» предмет, должен сказать слова благодарности соседям справа и слева. Лучше, чтобы благодарности касались тех качеств, которые были полезны и важны в течение периода обучения.
Если участник затрудняется, то можно предложить ему просто порадовать своих соседей (комплиментом, жестом
«Хиппи». Эту игру можно использовать и в другие дни, завершая занятие, но при условии, что участники уже достаточно хорошо узнали друг друга. Упражнение проводится в кругу. Ведущий предварительно рассказывает о движении хиппи, которое было популярно во многих странах мира и одной из традиций движения было делать какие-либо надписи на своей одежде. Зачастую эти фразы отражали жизненную позицию, девиз.
Затем игроки должны перебрасывать друг другу мяч со словами: «Если бы ты был хиппи, то на твоей футболке было бы написано» и предлагать свой вариант надписи. Тот, кому брошен мяч, говорит, согласен ли он надеть такую футболку. Важно, чтобы каждый участник «получил» индивидуальную футболку. В конце упражнения желающие могут сказать, какую надпись они хотели бы иметь на своей футболке.
Если есть возможность, можно создать настоящие футболки с девизами. Эта игра не подходит для многих подростковых групп, в которых зачастую возникают внутренние конфликты. Время проведения 7−15 минут.
Очень хорошо на завершающем этапе проходит чаепитие, это также вызывает много положительных эмоций. Мы проводили заключительный этап с некоторыми группами с небольшим застольем и песнями под гитару. Лиричность, романтичность, открытость, шутки и смех создают такую атмосферу доверия, понимания, что трудно такое не запомнить. Следующая игра относится к разряду застольных, но ее можно провести и как самостоятельное упражнение. Отлично подойдет для креативной группы.
«Котята в мешочках». Для ее проведения ведущему нужно заранее подготовиться, ему понадобится много материала, а именно целлофан и мелкие съедобные однородные предметы (количество ассортимента должно превышать число участников игры на одну-две позиции). Это может быть: цукаты, сухарики, драже-аскорбинки, фигурки из жевательного мармелада, орехи, макаронные изделия
Все однородные предметы распределяются по прозрачным мешочкам, пакеты перетягивают шнуром или резинкой. Эти заготовки складываются в большой непрозрачный пакет. Участники по очереди на ощупь вытягивают по мешочку. Их задача — рассмотреть содержимое и сформулировать для группы пожелание на будущее, навеянное этим содержимым.
Также можно провести окончание курса в виде известной игры в «Ассоциации», она достаточно объединяет и углубляет взаимоотношения. После ее проведения лучше обсудить с группой, какие были затруднения и почему. Или, наоборот, почему подбирались ассоциации легко, что при этом чувствовали участники.
Конечно, не обязательно свое занятие перегружать большим количеством разминок и упражнений, во многом это определяет количество имеющегося времени, иногда бывает достаточно нескольких игр, чтобы возникла рабочая и дружественная атмосфера. Важны такие упражнения на начальном и завершающемся этапе работы, а в течение курса — на усмотрение учителя (тренера).
Как уже говорилось, вариантов таких игр множество, и у каждого талантливого педагога море фантазии, чтобы создать увлекательное путешествие в мир знаний. Но очень полезно иметь запас, копилку упражнений. Недаром мы взяли универсальные разминки, помогающие и в школе, и на психологическом тренинге, которые выручат и в трудной ситуации, и помогут усилить эффект ваших педагогических способностей. Удачи!
Основная литература: Сто разминок, которые украсят ваш тренинг / сост. Авидон И., Гончукова О. — СПб.: Речь, 2007. — С.198−236.