Ваша задача рационально подвести итоги: что сделано, что пройдено, что получилось; зарядить положительными эмоциями группу на период расставания. Если вы выберете бурную деятельность, это должно быть оправдано материалом занятий.
Грамотно расставшись, вы закрепите желание продолжать работу, узнавать новое, учащимся будет комфортнее двигаться вперед именно в этой группе, где их понимают и принимают. Можно выработать специальные ритуалы, которыми вы будете завершать занятия: это может быть какая-то речевка или жест, выполняемый всеми участниками, или небольшое упражнение. Вот некоторые из них.
«Обратная связь». Ведущий просто задает одни и те же вопросы всем участникам (можно сформулировать их самостоятельно, в зависимости от особенностей ваших занятий). Список вопросов должен касаться различных сфер человеческой активности — поведения, познания, переживания:
• «Чему вы сегодня научились?»;
• «Что нового вы узнали на занятии?»;
• «Чем запомнился вам этот день?»;
• «Что вы чувствовали в ходе нашей работы?»;
Нужно иметь в виду, что группа не начнет поголовно делиться своими впечатлениями, это вполне нормально. Участники нагружены информацией достаточно, поэтому лучше проводить упражнение бегло, особенно, если ребята устали. Время проведения 5−10 минут.
«Покажи пальцем». Эту разминку лучше проводить, когда все видят друг друга (сидя в кругу, полукругом
Когда играющие определяются с выбором, им необходимо дать время, чтобы они рассмотрели, кто кого выбрал. Затем опять поднимаются руки вверх для следующего «ответа». Ведущему важно основательно продумать смысл вопросов, они могут помочь участникам «включить» обратную связь.
«Подарок» — это упражнение аналогично тому, что мы предлагали в статье о начале занятия. Каждому из участников предлагается что-нибудь подарить всем присутствующим. Это может быть как и невербальный подарок, который следует изобразить с помощью пантомимы, так и словесный, но тогда это должно быть что-нибудь нематериальное (удача, падающая звезда, мировая слава
«Аплодисменты». Это также «круговое» упражнение, и лучше его выполнять стоя в кругу. По желанию один из участников выходит в центр круга, а остальные начинают ему бурно аплодировать. Длится эмоциональное хлопание в ладоши столько, сколько хочет стоящий в центре круга игрок. Когда он решает, что получил достаточную дозу внимания, он благодарит группу на свое усмотрение (говорит «спасибо», кланяется, делает реверанс, пожимает каждому руку
Особенность этой игры заключается в том, что аплодисменты в кругу достаются только желающим. Если нашлись стеснительные, можно подбодрить их словесно, если все-таки участник очень скромный, все просто поворачиваются к нему лицом и награждают «специальной» овацией. Игра всегда поднимает настроение участников и хорошо завершает занятие на эмоциональном уровне. Такое упражнение можно сделать частью ритуала окончания занятия. Время проведения 10−15 минут.
«Да!». Хорошая разминка для детских групп. Участники сидят в кругу, им предлагается согнуть руки в локтях и направить ладони вперед и вверх. Ведущий проговаривает инструкцию: «Мысленно возьмите в левую руку все то, что вы сегодня получили от занятия, а в правую — то, что было вашим собственным вкладом в работу». И когда я скажу «Готово!», вы все одновременно соедините руки в громком хлопке и громко скажете «Да!».
Ведущий должен сделать небольшую паузу перед тем, как сказать «Готово!», чтобы у участников было время сосредоточиться и вспомнить весь ход занятия, точно сформулировать то, что они «возьмут в руки», иначе у них останется некомфортное ощущение незавершенности работы. Но важно и не затянуть процесс, поэтому ведущему стоит включить свою интуицию и наблюдательность. Время проведения 5−7 минут.
«Долгая прекрасная жизнь». Это упражнение позволяет прояснить отношения в группе, выявить скрытые конфликты, снять негатив в мягкой и позитивной форме. Участники сидят лицом друг к другу. Каждый из них должен обратиться к любому товарищу с такими словами: «Я желаю тебе долгой и счастливой жизни, но я сержусь на тебя за то, что ты… (фраза продолжается по усмотрению говорящего)». Отвечать ему следует так: «Спасибо тебе за то, что ты мне это сказал, но я в этом мире не для того, чтобы соответствовать твоим ожиданиям», и далее следует обращение этого участника к следующему.
«До-сви-да-ни-МЫ!». Такая игра хороша для подростковой группы, если она «живая» и контактная, разминка включает телесный компонент. Ребята встают в тесный круг, практически соприкасаясь плечами. Каждый поворачивается правым плечом внутрь круга, протягивает правую руку в центр круга, разворачивая ее ребром ладони большим пальцем вверх. Образуется фигура, напоминающая колесо со спицами по числу участников. Когда кончики пальцев всех стоящих сомкнулись в центре круга, руки -«спицы» начинают «заворачиваться» вокруг своей оси. Движение начинается в ладонях, доходит до плеча и вынуждает теснее смыкать свой ряд-окружность.
Когда «пружина» максимально свернулась, вся эта конструкция уже начинает не двигаться вокруг своей оси, а с увеличивающейся амплитудой пружинить вверх-вниз по ней, сопровождая прощальную фразу: «До-сви-да-ни-МЫ!» На последнем слоге амплитуда становится максимальной и на последнем рывке «спицы» выпадают из «колеса». Время проведения 5−10 минут.
Вот и закончилось занятие, группа в прекрасном настроении покидает вас. До следующей встречи!
Основной источник: Сто разминок, которые украсят ваш тренинг / сост. Авидон И., Гончукова О. — СПб.: Речь, 2007. — С.92−93, 149−196.