Развивать языковую интуицию школьника, повышать его речевую компетенцию должно входить в задачи школьного курса русского языка. Но, к сожалению, школьный курс обучения русскому языку во многом ориентирован на изучение орфографии и пунктуации, все остальные разделы языка изучаются формально, почти без связи с живой человеческой речью. Зачастую уроки русского языка проходят буднично, рутинно, оставляя стойкое убеждение, что русский язык — груда наискучнейших правил. Высказывания классиков «О великом и могучем…» вызывают недоумение, интерес к языку падает, словарный запас сокращается, вне семьи (а зачастую и в семье) дети говорят на уличном арго… Не потому что им не нравится литературный язык, а потому что они с ним не знакомы.
Кроме того, язык является мощным средством стратификации общества не только в нашей стране, но и во всем мире. Недаром доктор Хиггинс, в первую очередь, обучал свою подопечную Элизу Дулитл верному произношению, без которого она не могла бы быть принята в обществе.
Каким образом можно переориентировать образовательный процесс? Как повернуть ученика лицом к языку? Или, наоборот, язык лицом к ученику?
Самое важное, что необходимо сделать, это вспомнить, что в школе мы имеем дело не с изучением русской орфографии, а с изучением русского языка в целом.
О том, что является центральной единицей языка, много лет спорят ведущие языковеды мира. Есть версии, что такой единицей может быть абсолютно любая — от фонемы (звука) до периода (блока предложений, объединенных структурно и по смыслу).
Несмотря на значительные разногласия, большинство исследователей все-таки склонны считать такой единицей слово.
Рассмотрим конгломерат дисциплин, изучающих слово. Итак, фонетика изучает звуковой строй слова. Около тридцати лет назад появилась наука фоно-семантика, изучающая смысл отдельных звуков в речи.
Морфемика — наука, изучающая состав (строение) слова. Именно в недрах этой науки можно найти ответ на вопрос, почему, например, реплика ребенка из «От двух до пяти»: «Жили-были царь, царица и цареныш» — нам кажется забавной.
Лексика изучает словарный состав языка. Основной объект изучения — лексическое значение слова. Возьмем обычное, ничем не примечательное слово «глухой». Так говорят о человеке полностью или частично лишенном слуха. Например: Дед был глух, он не мог нас слышать. Но то же слово можно употребить и в другом смысле: глухой голос, то есть «незвонкий». Мы говорим: глухая тайга, то есть «дикая, сплошь заросшая»; глухая деревня, то есть «находящаяся вдали от населенных мест»; глухая полночь, то есть «время суток, когда все замирает, затихает». Кроме того, можно сказать: глухой ропот, глухой согласный, глухое место и др.
Этимология — наука о происхождении слова. Именно эта наука помогает понять, например, что два таких вроде бы совершенно разных слова как монстр и демонстрация восходят к одному латинскому корню monstro — указывать.
Орфоэпия — наука о правильном произнесении слова. Большинство слов имеет одну-единственную произносительную норму, например, свЁкла — правильно; свеклА — неправильно. Некоторые слова, например, твОрОг, можно произносить, делая ударение на любом слоге. Однако в конце восьмидесятых годов прошлого столетия в некоторых орфоэпических словарях слово «мышлЕние» обрело вторую произносительную норму. Как вы думаете, с чем это могло быть связано?
Морфология — наука о грамматических формах слова. Мы обычно не задумываемся о том, что слова, обозначающие одушевленные предметы, склоняются иначе, чем слова, обозначающие неодушевленные предметы. Например, (что?) — стол, вижу (кого? что?) стол; но (кто?) — конь, вижу (кого? что?) коня. Вот слово «труп» склоняется, как неодушевленное, а слово «покойник», как одушевленное. Хотя оба слова обозначают один и тот же предмет, и предмет неодушевленный.
Продолжать можно еще очень долго, ведь есть еще синтаксис, стилистика, словообразование, фразеология, семасиология — список далеко не полный. Да и орфографию с пунктуацией тоже можно с увлечением изучать. А что мы помним из школьной программы по русскому языку о различных разделах языкознания? Хорошо, если то, что, кажется, были какие-то разборы… Морфологический, фонетический…