Как освоить музыкальный инструмент? Многоголосные инструменты

Реклама

В предыдущей части мы рассмотрели функциональную основу современной музыки как в части гармонических функций мелодии, так и в части функций отдельных голосов.

Гармонические функции могут быть устойчивыми и неустойчивыми. Голоса делятся на мелодический, дополнительный (солирующий, имитирующий…), бас и вспомогательные (заполняющие) голоса аккомпанемента, расположенные по высоте между басом и мелодией.

Реклама

Музыка воспринимается нами серьезно только тогда, когда в ней присутствуют голоса, которые позволяют определять окраску и устойчивость той или иной части произведения. То есть когда у нас есть «аккомпанемент» или аккорды. Эти аккорды очень часто записывают прямо над мелодией в буквенно-цифровом виде. Иногда их называют цифровкой или как-нибудь еще. Для понимания такой записи лучше всего обратиться к какому-нибудь учебнику джазовой или эстрадной гармонии. Стандартный учебник «классической» гармонии не содержит всех современных вариантов аккордов.

В таких учебниках рассматривается соотношение аккордов, их последование в различных вариантах. Следует только понимать, что гармония зависит от стиля, в котором исполняется произведение. Гармония венской классики отличается от гармонии рока или джаза, хотя общие законы у них и одинаковы. Поэтому следует приобретать учебник по соответствующему стилю. При этом необходимо, конечно, слушать, слушать и слушать лучших представителей выбранного стиля.

Реклама

«Серьезная» музыка исполняется на «серьезных» инструментах. К ним можно отнести те, которые одновременно издают несколько звуков. Например, клавишные. Орган, фортепиано и другие подобные инструменты позволяют одновременно извлекать десять и более звуков. Струнные, типа гитары или арфы, также позволяют издавать несколько звуков одновременно. И этим звукам придаются функции отдельных голосов. Нижние звуки относят к басу. Верхние — к мелодии и соло.

Чтобы играть что-либо на таких инструментах, необходимо на начальном этапе научиться «подбирать» мелодию. Или придумывать ее самостоятельно. По ходу развития мелодии необходимо понимать степень устойчивости-неустойчивости самой мелодии. И соответственно выбирать необходимые гармонические функции (аккорды).

Реклама

Понятие устойчивости относится к конкретной ноте мелодии. Если в данном месте мелодию хочется продолжать дальше, то это неустойчивое место. А если ощущается завершенность, то необходимо применять устойчивую функцию, тонику.

Можно начинать осваивать инструмент не с мелодии, а сразу с аккомпанемента, аккордов. Так обычно делают на гитаре. При этом все равно необходимо понимать, как развивается мелодия и как с ней сопрягаются аккорды. Исполнение отдельных аккордов без мелодии гораздо проще на начальном этапе. Мелодию можно поручить собственному голосу.

При выборе аккордов следует не только смотреть на конкретные ступени мелодии и к ним относить аккорды, а смотреть на развитие. Так как именно мелодия в движении определяет функциональность каждого конкретного звука.

Реклама

При самостоятельном освоении инструмента на начальном этапе можно вообще ограничиться двумя аккордами. Для первой, третьей и пятой ступеней мелодии можно взять трезвучие первой ступени (тонику), а для остальных ступеней — трезвучие пятой ступени (доминанту). По такому принципу была построена первая русская гармонь «пятиклапанка». У нее было всего два аккорда, а под мелодию отводилось пять клавиш. Однако огромное количество народных наигрышей существует всего на три клавиши! И два аккорда! Стоит, правда, учитывать, что пять клавиш гармони — это полторы октавы, что немало.

Следует также учитывать, что при проходящем движении через, например, вторую ступень между первой и третьей можно использовать как чередование функций (тоника — доминанта — тоника), так и только тоническое трезвучие. Все зависит от темпа и решаемой задачи. Обычно смена аккордов (гармоническая пульсация) происходит один-два раза за такт при смене слабой доли на сильную. Но иногда одна и та же функция может продолжаться несколько тактов. Можно, например, при быстром проигрыше целой гаммы использовать только тоническую функцию (трезвучие первой ступени). Это делается в том случае, когда нам надо дать понять, что мелодия на этом участке устойчива.

Реклама

В дополнение к описанным выше функциям существует еще одна интересная деталь. Она называется у профессионалов «педаль». Это повторение одного и того же звука независимо от ступеней мелодии. Обычно это первая ступень в начале и конце и пятая в середине произведения. Соответственно, они создают ощущение устойчивости (первая ступень) или неустойчивости (пятая ступень). А на фоне этой педали могут независимо двигаться аккорды аккомпанемента и сама мелодия. Функцию педали может выполнять и аккорд. Тоническое трезвучие или доминантовое (на пятой ступени).

Научившись играть аккорды, можно приступить к оснащению всей композиции простыми солирующими мелодиями, дополняющими и украшающими песню. Такое «вторящее» соло может быть подобрано просто в параллель основной мелодии. Например, в октаву или через ступень (в терцию). В стиле русской народной песни этот голос может то сходиться в унисон, а то расходиться в октаву. Такой вариант называется подголосочной полифонией. Традиционное исполнение старинных русских песен является хорошим примером такого многоголосия.

Реклама

В теории музыки существуют разные виды многоголосия (полифонии). Тем, кто хочет серьезно подойти к этому вопросу, лучше обратиться к соответствующему учебнику. В нем подробно разбираются различные виды музыкального изложения.

При всем вышесказанном надо учитывать, что аккомпанемент с мелодией в чистом виде (одновременно звучащие звуки аккорда: мелодия, бас и два средних голоса) звучит довольно редко и выглядит неуклюже. Поэтому обычно на многоголосных инструментах аккорды могут применяться в последовательном изложении своих звуков. Последовательность может быть любой, с повторением как отдельных звуков, так и всего аккорда в определенном ритме. Этот прием профессионалами называется фигурацией аккорда. Многие даже принимают это за мелодию, настолько самостоятельным выглядит подобное изложение аккорда.

Реклама

Например, при использовании только двух аккордов можно использовать следующую фигурацию в До мажоре ©. Для тоники: сначала До (C), потом октавой выше одновременно До (C) и Ми (E). Для доминанты использовать септаккорд пятой ступени: сначала Соль (G), потом одновременно Ре (D) и Фа (F). Ноты До (C) и Соль (G) формируют простую линию баса. При этом, конечно, можно разнообразить такую фигурацию различными повторениями. Например, для вальса вторая часть аккорда повторяется дважды. А на завершении музыкальной фразы можно брать аккорд целиком.

Дополнительно голоса могут быть усилены параллельными октавами или другими интервалами. Вплоть до того, что одновременно играется один и тот же аккорд на разной высоте.

Реклама

Понятно, что такое многообразие функций на многоголосном инструменте должно отдаваться конкретным пальцам, рукам или ногам. Например, на органе ноги обычно исполняют партию баса. Там у органа снизу целая клавиатура с клавишами из балок. На фортепиано левая рука обычно исполняет аккомпанемент, а правая — мелодию и соло. Иногда обе руки используются для аккомпанемента пению. Однако все эти принципы могут быть изменены по желанию и в зависимости от решаемой задачи.

Продолжение следует…

Реклама