Особое место в подготовке занимает формирование ожиданий и установок ребенка на поступление в школу. Здесь очень важно «не перегнуть палку». Не следует обещать, что ребенка ждут сплошные лавры успеха, важнее настроить его на ежедневный труд. Также недопустимы высказывания типа: «Что же ты, такая неаккуратная девочка, будешь в школе-то делать?» или «Вот уж там-то тебя призовут, наконец, к порядку!»
Лучше говорить ребенку:
У тебя все получится, если немного поработаешь/постараешься.
В школе можно многое узнать и многому научиться, стоит только захотеть.
В классе можно найти новых хороших друзей, хотя вполне вероятно, что не все дети в классе тебе сразу понравятся. Здесь уместно будет рассказать о своих школьных впечатлениях, своих школьных друзьях, может быть, у вас есть хорошие знакомые с школьных времен, с которыми вы до сих пор поддерживаете отношения. Ребенку будет интересно узнать, что дружеские отношения могут длиться так долго.
Объясните девочке, что сначала она может скучать по детскому саду, дому, все школьное может казаться чужим. Это чувство постепенно пройдет, ученики обычно привыкают к школе, к новой обстановке.
Вспомните о собственных чувствах и переживаниях в первом классе. Расскажите, как вы ждали 1 сентября, не скрывайте, если сами испытывали тревогу. Можете поделиться и своими теперешними чувствами, объяснить свои волнения, которые связаны с грядущим первым сентября. Это важно — сделать ваши чувства прозрачными, в противном случае, ваши школьные волнения могут стать дополнительным источником тревоги для девочки.
Настройте девочку на то, что у нее будут новые обязанности. Подчеркните, что теперь она подросла, стала взрослее. Это означает, что ей теперь не только будут больше доверять, но и больше с нее спрашивать.
Оценки — это важная составляющая школьной жизни. Чтобы уменьшить возможные переживания девочки по поводу оценок, за оставшееся до школы время попробуйте научить ее саму оценивать то, что она делает. Насколько добросовестно поработала, все ли сделала, что могла.
Для того чтобы научить ребенка этому, взрослому необходимо:
Самому максимально объективно оценивать результаты работы будущей школьницы.
Сравнивать различные результаты деятельности ребенка, находить причины успехов и неудач. Здесь важно обратить внимание на то, что сравниваются не результаты разных детей, а достижения ребенка с его же собственными успехами, чтобы увидеть движение и рост относительно самого себя.
Регулярно выяснять, что ребенок сам думает по поводу своей работы, как ее оценивает, что у него получилось, что не получилось, почему?
Выражать уверенность в силах ребенка, убежденность в том, что его результаты будут хорошими.
Поддерживать стремление к творчеству и трудолюбие.
Когда ребенок научится сам оценивать свою деятельность, он будет чувствовать себя гораздо увереннее, потому что будет иметь собственное более или менее адекватное представление о сделанном. Следовательно, ваш ребенок в целом будет менее зависимым от мнения и оценки окружающих. А школьные отметки будут восприниматься как оценка в настоящий момент сделанного, а не его личности в целом. Это важно для хорошего самочувствия ребенка в школе.