(Марк Твен)
Чувство юмора обычно ассоциируется со словесным творчеством, поэтому практически так же всемогуще, как слово: можно воскресить и убить, подбодрить и ввести в уныние, разрядить обстановку или накалить её до предела. Шутник, не владеющий чувством такта, становится наказанием для окружающих и нередко для самого себя, в то время как уместный лёгкий юмор приятен окружающим, а также способен сделать вашу жизнь проще и ярче.
Но чувства остаются чувствами, часто неподвластными нам, слишком сложными, зависящими от ситуации, настроения, эмоций. Можно ли научиться чувству любви, ненависти, свободы? Все так же сложно и с юмором, и с тактом. Скорее не мы владеем ими, а они нами.
Но, если отбросить все эти чувства и посмотреть просто на юмор, окажется, что он изучен, разложен по полочкам и, таким образом, приготовлен к использованию.
Ну, что ж там, на этих полочках? (Расскажу своими словами. Кого интересует «сухой научный», отправляйтесь в литературоведение и наслаждайтесь там.)
Для начала люди науки разделили всё комическое на юмор, сатиру, иронию, сарказм и гротеск. А назвали комическим всё то, что находится в противоречии с нормой. Аристотель, Кант, Гегель, Чернышевский много времени и сил посвятили тому, что бы определить точно, что чему должно противоречить, но не до них нам сейчас. Идём дальше.
Юмор — добрый, весёлый смех, которым нельзя обидеть. За комическим здесь стоит прославление или восхищение. (Юморист, стоящий в пробке, обязательно отметит, что без пробок и ботинки бы не почистил.) Юмор ограничен: темы смерти, матери — запретны. Однако, в зависимости от ситуации и культурного уровня, встречается «чёрный» юмор — грубый, жестокий. Поэтому, запомним, юмор, расползающийся на всё подряд, перерождается в цинизм, а значит, перестаёт радовать.
Сатира — всегда пытается извести собой предмет смеха, показывает его несостоятельность, искажает, как может. (Сатирик всегда служит общественному идеалу и точно знает, что ни пробок, ни ям по дороге на дачи к депутатам нет.)
Ирония — имеет вид притворства, она двусмысленна, смеха в ней не так много, как презрения или высокомерия. (Ироник заметит, что двигаться в пробке — явное удовольствие, а увидав аварию, обратит внимание на торжество разума над техникой.)
Сарказм — высшая степень иронии, но не имеет никакого двойного смысла — прямолинеен. Однако не будем путать его с грубостью: сарказм не формулируется прямо, без сравнения, без образа. («Мы в пробках просто так не стоим — мы выхлопные газы нюхаем».)
Гротеск — слишком преувеличивает пропорции предмета. Приносит с собой не только смех, но и ужас. («Всего недельку в пробке отстоял, а такое чувство, что месяц».)
Перечисленные виды комического — это, скорее, манера шутить, некий тест, с помощью которого можно вычислить человека, его отношение к жизни.
А вот на другой полке лежит то, с помощью чего можно шутить.
Например, можно акцентироваться на персонажах, деталях, обстоятельствах (естественно, комических) и рассказать о них, используя следующие средства:
Алогизм — противоречие норме. Смело нарушаем логику явлений, предметов, забываем про причинно-следственные связи. (Пример, любой анекдот про блондинку за рулём. «Я на красный не езжу — у меня машина жёлтая».)
Бурлеск — разновидность пародии. Серую бытовую ситуацию нужно воспеть одой, как выдающийся факт в истории человечества. («О, несравненный муж мой, не соизволишь ли ты отринуть очи свои от великого творения человечества — телевизора, в красном углу стоящего и вечно святые истины вещающего, не поднимешь ли ты чресла свои над диваном да не направишь ли их к пылесосу презренному, ради спасения нашего от пыли окаянной?»)
Каламбур — игра разными значениями многозначных слов. («Жизнь бьёт ключом — и всё по голове».)
Парадокс — неожиданное суждение, расходящееся с обычным пониманием явления. Примером могут послужить переиначенные афоризмы. («Не откладывай на завтра то, чего можно вообще не делать».)
Пародия — подражание чужому стилю. Очень сложно бывает выявить этот самый стиль, не говоря уже о том, что талант пародиста дан не каждому. Но перепеть попсовую песенку сможет и школьник, чем с удовольствием они и занимаются.
Травестия — разновидность пародии, основана на несоответствии «высокого» предмета и «низкого» стиля его описания. (При бракосочетании ведущий церемонии: «Ну, чуваки-брачующиеся, а надо ли оно вам, прикинули? Берёшь ли ты очередную мымру в жёны?.. Возьмёшь ли ты этого хмыря на поруки?.. Ну, если кто чё не вякнет против, готовьте растопырки свои, напяливайте золотишко. Привет, молодая семья. Ну, всего!»)
Итак, вот они, все основные компоненты комического. Попробуйте просклоняйте по ним действительность, вдруг, приятней станет. Но главное в юморе — не забыть про чувство.