Таких детей сейчас все больше и больше. Чуть ли не в роддоме им ставят диагноз задержки психомоторного развития. Так может, это уже норма и надо знать, как с такими детьми общаться?
В школе у них возникают затруднения по русскому языку и математике, особенно когда на них начинают давить требованиями все делать без помарок и ошибок. В ответ появляется повышенная утомляемость, забывчивость. В поведении становится заметна раздражительность, непоседливость, беспокойство. Все это дает картину неврастении или невроза навязчивых состояний.
Ребенок начинает проявлять черты умственной усталости, рассеянности. Часто это сопровождается головными болями, тяжестью в голове. Как ни покажется странным, но волнения, эмоции, истеричность, капризы и «бури в стакане» приводят к разрядке, так как в этом случае на помощь приходит правое полушарие. Только нужна ли родителям и детям такая терапия?
Да и эффект очень кратковременный, поскольку левое полушарие не в состоянии понять и переработать информацию, поступающую из правого полушария.
Со временем появляется обидчивость, как признак перенапряжения правого полушария. Ведь оно, в конце концов, также перенапрягается, и маятник откатывает назад.
Попробуем разобраться.
Неврастения — следствие одностороннего перенапряжения левого полушария, то есть мыслительных процессов, при отсутствии физиологически необходимой эмоциональной разрядки, положительных чувств.
Логично в таких случаях уменьшить интеллектуальную нагрузку на левое полушарие, ослабить требовательность. Стоит пересмотреть режим занятий, расширив время для отдыха и творчества, сократить посещение дополнительных школ.
Важно эмоционально больше нагружать правое полушарие: слушать музыку, танцевать, рисовать, сочинять. Может, есть смысл не ходить на многочасовые спектакли и концерты, а самим их устаивать дома?
Такая же тактика нужна и при неврозе навязчивых состояний, когда у ребенка появляются приходящие помимо воли мысли и действия. Все призывы «взять себя в руки», наказания в воспитательных целях или контроль приводят только к обострению ситуации. Это может проявляться в виде страха не успеть, опоздать, не получить похвалу и оценку ниже пятерки, остаться одному, заболеть, заразиться…
При этом заметно повышается критичность и уровень абстрактного мышления (из-за перегрузки левого полушария). Сами понимаете, что подобное происходит на «благоприятной почве» напряженной обстановки в семье, общей тревожности и мнительности ее членов. Такую семью можно охарактеризовать как «максималисты». Только видят это посторонние, а семья воспринимает подобную требовательность к себе и близким как норму.
Ребенка бросает из крайности в крайность: критичность сменяется пофигизмом, контроль — попустительством, мрачность — безудержной веселостью
Помощь нужна не в железной логике нравоучений, назиданиях, «морали», а в своего рода психологической разгрузке. Отвлечь без принуждения от негатива с помощью ярких впечатлений, совместных игр, вернуться к истинным радостям жизни.
Иногда бывает достаточно погладить по спине, сказать, как вы любите своего сынишку или дочурку. Вместе поплакать или посмеяться от души над добрым стишком или картинкой. Нарисовать самим, раскрасить прямо пальцами и ладошками по бумаге. Попрыгать, покувыркаться и забыть о том, что надо «учиться, учиться и учиться, чтобы, не дай Бог, не стать дворником».
Для того, чтобы быть успешным человеком, совсем не обязательно зубрить даты и формулировки правил, писать красивым почерком и читать на скорость, косясь на секундомер. Достаточно быть просто здоровым, счастливым, мудрым и остроумным, не бояться совершать ошибки и радоваться каждому дню.
Без развития творчества и открытости чувств вряд ли получится растить такими современных «двуруких» детей.